Статья опубликована в № 4529 от 20.03.2018 под заголовком: Компания недели: «Донской табак»

Как «Донской табак» стал японским

Последний российский независимый производитель сигарет куплен мировым табачным гигантом Japan Tobacco
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Один из мировых табачных гигантов – Japan Tobacco Inc. 16 марта объявил о покупке последнего российского независимого производителя сигарет «Донской табак». Рынок давно поделен между транснациональными компаниями: кроме Japan Tobacco это Philip Morris и British American Tobacco. Японская корпорация готова заплатить за 6,7% российского рынка сигарет – именно столько у «Донского табака», по данным Nielsen, – почти $1,8 млрд, включая около $170 млн долга. Это одна из крупнейших сделок в истории российского табачного рынка.

«Донской табак» до сих пор оставался жемчужиной бизнес-империи ростовского бизнесмена греческого происхождения Ивана Саввиди – группы «Агроком». В нее также входят один из крупнейших в мире производителей пищевой упаковки «Атлантис-пак» и заметный на юге производитель колбас «Тавр». На развитии этих проектов, а также девелопменте (Саввиди достраивает в Ростове-на-Дону 5-звездочный отель Hyatt) пообещал сконцентрироваться гендиректор «Агрокома» Сергей Сапотницкий после закрытия сделки. При этом Сапотницкий подчеркнул, что решение взвешенное и продуманное: с учетом обстоятельств, сложившихся на рынке, – падения продаж, ужесточения регулирования и акцизной политики, роста теневой составляющей – стало очевидно, что возможности для развития предприятия год от года сокращаются. Здесь он не лукавит: продажи сигарет последние лет восемь неуклонно снижаются, как и их легальное производство, рынок же нелегальной продукции растет как на дрожжах – двукратное увеличение в 2017 г., по данным Nielsen. Особенно остра проблема на юге. Государство продолжает закручивать гайки: закрытая выкладка в магазинах, запрет на рекламу и курение в общественных местах. Чиновники не первый год грозят ввести обезличенную упаковку... Саввиди давно собирался продать компанию – он понимал, что своими силами уже не сможет развивать этот бизнес, замечает один из его знакомых.

Правда, есть у этой истории и менее очевидная сторона. Когда в 2010 г. политического долгожителя Владимира Чуба на посту губернатора Ростовской области сменила команда подмосковных варягов во главе с Василием Голубевым, отношения Саввиди с местной властью осложнились. Структуры Саввиди долгое время контролировали старый ростовский аэропорт, располагавшийся в черте города, в 20 минутах езды от центра. О необходимости вынести аэропорт за черту города разговоры шли давно, но никак не находился инвестор. С появлением в регионе нового руководителя об интересе к проекту заговорила «Ренова» Виктора Вексельберга (к тому моменту она консолидировала ряд региональных аэропортов). Окупить вложения было предложено с помощью земель старого аэропортового комплекса – здесь можно построить 4 млн кв. м жилья. Саввиди долго сопротивлялся, но в прошлом году Вексельберг открыл в Ростове первый после распада СССР новый аэропорт, а подготовка проекта реновации территории старого идет полным ходом.

С самого начала Саввиди грозился найти возможности для инвестиций в других регионах и за рубежом, писал журнал «Эксперт» в 2013 г. И времени не терял: с 2012 г. российский бизнесмен активно инвестировал в Грецию. Там он приобрел футбольный клуб PAOK, производителя сигарет SEKAP (компания вошла в сделку с Japan Tobacco), контроль в производителе минеральной воды Souroti, вместе с пулом инвесторов вложился в порт Салоники и получил гражданство Греции.

В условиях еще большей неопределенности для бизнеса после выборов президента и на фоне второй крупной сделки на российском рынке за последний месяц (16 февраля о продаже «Магнита» группе ВТБ объявил его основатель Сергей Галицкий) возникает подозрение, что это только начало череды сделок по выходу крупных бизнесменов из российской действительности.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more