3% остаточной конкуренции

Доля неконкурентных закупок у госкомпаний растет, несмотря на все реформы системы

По итогам 2017 г. Минфин отнес к неконкурентным 96,4% закупок госкомпаний и госпредприятий по 223-ФЗ, за год их доля, по оценке ведомства, выросла на 1,4 п. п. Звучит угрожающе, но на деле эта информация скорее техническая и не дает четкого понимания того, насколько работоспособна и экономически эффективна система закупок в целом.

Во-первых, не всегда процедура закупки, формально конкурентная, конкурентна на самом деле. Ее можно сделать неконкурентной, вписав, например, в тендер на подшипники такую марку стали, которая есть только у одного поставщика: формально процедура закупки конкурентная, на деле – фикция. Иногда единственный поставщик – это вынужденная мера: если нужен лицензионный продукт Microsoft, то его покупают у Microsoft – но формально этот вид закупки для Минфина неконкурентен. Или сбор предложений от потенциальных поставщиков – формально это неконкурентная процедура, но на деле 10 компаний присылают предложения на конкретные условия закупки, из них заказчик выбирает нужное.

Это тот же аукцион, только необъявленный. Кроме того, у госкорпораций есть порог, ниже которого нет требования о конкурсных процедурах. 223-ФЗ позволяет госкорпорациям самим определять эту планку, она, как правило, не ниже 10 млн руб. Все закупки меньше этой суммы могут осуществляться у одного поставщика, без торгов, что бывает оправданно. Наконец, нужно иметь в виду, что в госкомпаниях при закупках работает принцип Парето: 80% сделок – это 20% денег, а 20% сделок – это 80% денег, говорит экономист Максим Загваздин из РАНХиГС. Это значит, что 80% сделок – это неспециализированные закупки: еда, обувь, покрышки, масло. А меньше 20% сделок – специализированные: например, буровые установки, трубы и проч. Это оставляет возможность отнесения к неконкурентным закупок, которые соответствуют правилам 223-ФЗ.

Какие процедуры на деле экономически эффективны, а какие нет, только по правилам их проведения сказать сложно. В данных мониторинга Минфина даже общее количество закупок по 223-ФЗ с данными сайта zakupki.gov.ru не бьется, говорит Загваздин. В Минфине рассчитывают, что на эффективность закупок повлияют поправки в 223-ФЗ, которые начнут действовать с 1 июля 2018 г. В них конкурентными названы четыре способа проведения закупок: торги, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Это идеологически приближает 223-ФЗ к более жесткому 44-ФЗ о госзакупках, который эксперты считают структурно более упорядоченным и регламентированным. Ирония в том, что и его потенциал, похоже, под вопросом. Три недели назад президент внес в Госдуму проект закона, вводящий уголовную ответственность за злоупотребления при госзакупках: закручивание гаек – верный признак проблем системы.