Статья опубликована в № 4582 от 06.06.2018 под заголовком: За туризм без культуры и спорта

За туризм без культуры и спорта

Почему туристическую отрасль в России надо сделать самостоятельной и отделить от Минкульта
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Чемпионат мира по футболу 2018 г. дает России шанс побить рекорды по въездному туризму. Но спортивный праздник продлится месяц и закончится, а проблемы в сфере туризма останутся. Отрасль, которая формирует десятки процентов ВВП не самых бедных стран мира, в России – стране с большой территорией, разнообразной природой и уникальным смешением народов и культур – по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Почему так происходит?

Расцвета внутреннего туризма, о котором так охотно говорили российские чиновники в разгар кризиса, в 2014–2016 гг., пока явно не случилось. Как только курс рубля стабилизировался и Россия помирилась с Турцией, россияне стали снова ездить отдыхать за границу. Прежде всего в ту самую Турцию, где all inclusive все равно дешевле, чем в Сочи и в Крыму – наших главных внутренних курортах.

При этом совершенно очевидно, что бедность населения или слабый рубль и не должны быть единственным конкурентным преимуществом внутреннего туризма в нашей стране. Беда в том, что других преимуществ пока не просматривается. И как только миллионы россиян начали вынужденно ездить по России, например в Крым, то тут же убедились, что у нас тоже, мягко говоря, недешево. И при этом уровень сервиса никудышный.­

Власти курортов и населенных пунктов с историческими и культурными достопримечательностями научились рапортовать вышестоящим начальникам, что внутренний туризм стремительно развивается, что это полноценная часть экономики, которая включает в себя аж 54 отрасли. По оценкам Ростуризма, туристический поток в России за 2017 г. оказался рекордным – 81 млн человек. Но есть вопросы к методике подсчета. Складывается ощущение, что в туристы записывают практически любого человека, покупающего билет на самолет или на поезд и проезжающего через территорию России. По крайней мере, эти официальные данные совершенно не бьются ни с данными о заполнении гостиничного сектора (даже с учетом отдыхающих в частном порядке дикарей), ни с показателями финансовых поступлений от туризма в местную казну.

Нельзя сказать, что государство вообще ничего не делает. Утверждена и действует стратегия развития внутреннего туризма в России до 2020 г. В документе записаны вроде бы правильные вещи. Но, как бывает у нас со многими правильными решениями, они попросту не исполняются. Ориентиры есть, но планомерной работы по их достижению никто не ведет. А главное, нет никакой ответственности должностных лиц за отрицательные результаты.

По-прежнему едва ли не самым болезненным сдерживающим фактором для развития туризма в нашей стране являются высокие, а для миллионов людей просто заградительные внутренние цены на услуги железнодорожного и авиационного транспорта. Чтобы изменить ситуацию, необходимо корректировать налоговую политику, регулировать цены на ГСМ, обеспечивать конкуренцию в сфере пассажирских перевозок за счет большего количества компаний-перевозчиков. Пока же улететь в ту же Турцию дешевле. Даже вне сезона в Крым вы не улетите дешевле чем за 10 000–15 000 руб. А в сезон цены поднимаются вдвое-втрое. С полетами в Краснодарский край (Сочи) ситуация не лучше. И получается, что если хочешь не тратиться на билет и доехать до курорта на машине, то непременно столкнешься с плохими дорогами, отсутствием придорожного сервиса, полезной туристической навигации, удобных парковочных пространств и теплых туалетов на трассе.

Цены на отели тоже кусаются. Проблема в том, что круглогодичных туристических центров у нас практически нет. Сезон у отельеров короткий, надо успеть за считанные месяцы заработать прибыль на весь год. При этом коммунальные тарифы каждый год растут, налоги повышаются, проверок меньше не становится. Вот Турция, где у туристической отрасли совершенно иная степень свободы, и выигрывает «чемпионат России по туризму» с явным преимуществом.

В стратегии указывается, что должна быть создана дорожная карта развития инфраструктуры туризма и сервиса, согласованная с другими федеральными и региональными программами. Надо ли говорить, что такая дорожная карта не создана. А пока ее нет, вузы продолжают готовить для туристического рынка кадры, которые просто не нужны бизнесу, потому что устарели профессиональные стандарты, в учебных заведениях как факт отсутствует практика либо она проходит чисто номинально. В результате свежеиспеченные кадры не могут создавать и развивать местный туристический продукт. Им гораздо проще продавать курорты Турции или Испании с уверенностью, что покупатель гарантированно получит тот отдых, который хотел получить.

Еще одна важная стратегическая задача – продвижение отечественного туристического продукта на внутреннем и международном рынках. Что происходит по факту? В большинстве регионов на продвижение способных привлечь туриста событий и популяризацию самих территорий в региональных бюджетах просто нет денег. Либо их настолько мало, что регионы не в состоянии продвигать себя не только за рубежом, но даже и внутри России. Конечно, россияне более-менее представляют, что такое Крым, Сочи, Плес или Суздаль. Но большинство наших сограждан, если у них спросить, вряд ли назовут больше 5–7 мест в России, где можно провести отпуск или каникулы. Зачастую о курортах Турции, Испании или Греции они осведомлены гораздо лучше.

В российских регионах в большинстве случаев туризмом занимается либо министерство культуры, либо министерство спорта. В этих ведомствах туризм всего лишь приставка, дополнительное бремя. Как правило, в регионах на туризм работает один или несколько человек. Все стараются в духе времени сделать брендбуки, нарисовать логотипы мест. И... всё. Но туристу нужен не «узнаваемый графический бренд» города или села, а гостеприимство. Сервис. Чтобы его встретили как родного, вкусно накормили, показали интересные места – ненавязчиво, но с заботой, подвели к сувенирам и с улыбкой проводили. Главное, что теперь продают в любом бизнесе, – это даже не столько сам товар, сколько впечатления. К туристическому бизнесу это относится вдвойне: тут по определению не может быть ничего важнее впечатлений, которые остаются у людей от поездок.

Для стимулирования развития туристической инфраструктуры на региональном уровне действует давняя федеральная целевая программа – «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)». Она вроде бы полезна для создания инфраструктуры, которую местный бизнес за собственный счет просто не потянет. Однако эта программа основана на кластерном подходе. А такой подход подразумевает проектное финансирование, т. е. приходится продвигать турпроекты на много гостиничных номеров и много рабочих мест в надежде получить много инвестиций. Но отдельными мегапроектами туризм не разовьешь – это отрасль прежде всего частной инициативы и малого бизнеса.

В целом создается впечатление, что чиновники на всех уровнях не совсем понимают, что делать с внутренним туризмом. Возможно, есть смысл создать отдельное туристическое федеральное ведомство – Минкультуры явно не справляется с задачей. Даже в структуре Министерства экономики туризм смотрелся бы логичнее.

Давайте признаем: российский туризм нуждается в кардинальных изменениях. Власть на всех уровнях должна осознать, что главный тренд мирового развития в том, что технологии и сфера услуг все больше влияют на экономику. Нефть и газ могут закончиться, а желание людей получать впечатления и видеть новые места или просто «съездить на море» будет всегда.

Автор — вице-президент «Опоры России» по туризму

Читать ещё
Preloader more