Кому нужна единая биометрическая система
За удобство современных технологий человеку приходится платить снижением приватностиГосударство, похоже, придумало, как оказывать услуги, не требуя при этом от гражданина предъявлять оригинал паспорта для подтверждения личности. С 1 июля в России заработает Единая биометрическая система, куда россияне смогут по желанию сдавать изображения лиц и слепки голосов. В связке со сведениями, хранящимися на портале госуслуг (паспортные данные, СНИЛС, номер телефона и т. д.), эта информация позволит удаленно открывать счета в банках, брать кредиты и делать переводы.
Бешеного спроса на регистрацию в Единой биометрической системе ради получения банковских услуг не будет, признают сами банкиры. Но, скорее всего, после апробации системы на зарегулированном банковском секторе ее начнут применять и для оказания других услуг, например государственных и медицинских. И здесь для многих может возникнуть дилемма: что важнее – комфорт и удобство или приватность и сохранность своих персональных данных?
За удобство многих современных технологий человеку приходится платить снижением приватности его частной жизни: Facebook и другие суперполезные приложения на телефоне знают о нас больше, чем мы сами. В том, чтобы сдать данные в Единую биометрическую систему, ничего страшного нет, говорят ее разработчики, ведь мы сами выкладываем видео в соцсети или передаем отпечатки пальцев и изображения лиц для использования многих функций iPhone, при этом никто не боится, что его данные украдут. Однако дело еще в том, что сейчас эта информация довольно бесполезна для мошенников, но что произойдет, когда с ее использованием можно будет, например, взять кредит, получить историю болезни, переписать завещание и т. д.? Уже существуют технологии, позволяющие обманывать системы распознавания лиц. А опасность не только в уровне защищенности системы, но и в самом человеке: мошенники преуспевают за счет использования методов социальной инженерии, с помощью которых обманом выведывают у людей пароли, информацию о счетах и другие сведения.
Новые технологии всегда риск, скажут защитники удаленной идентификации. Зато эта система позволит снизить издержки государству, компаниям, домохозяйствам, услуги станут доступнее и дешевле, качество жизни вырастет. Впрочем, потребность населения в удаленном получении банковских услуг перед запуском системы в России никто не измерял, равно как и готовность и желание россиян сдавать свои биометрические данные.
Биометрия дает государству огромные возможности контроля над обществом, поскольку биометрические данные неотделимы от человека. Сейчас в общественных местах (например, на транспорте) внедряются системы распознавания лиц для поиска находящихся в розыске. МВД и ФСБ будут иметь доступ к Единой биометрической системе, которая хранит данные мирных граждан, добровольно сдавших их для получения финансовых услуг. По закону оператор Единой биометрической системы обязан предоставлять сведения по запросу правоохранителей. Человек, конечно, может отозвать свое согласие на использование его биометрических данных, однако даже в этом случае система сможет их обрабатывать «при наличии оснований, предусмотренных законом».
С одной стороны, возможность доступа правоохранителей к биометрической системе у добропорядочного гражданина не должна вызывать дискомфорта: он же не собирается нарушать закон. С другой – именно развивая идею усиления контроля над обществом, создали свои антиутопии Оруэлл и Замятин.