Умная колонка «Яндекса»: новая игрушка для пользователя, новая реальность для бизнеса

«Яндекс.Станция» изменит практики общения с техникой

«Яндекс» начал продажи своего первого гаджета – умной колонки «Яндекс.Станция» со встроенным голосовым помощником Алисой. Умеет это устройство пока относительно немного, но все равно общение с ним (по крайней мере на первых порах) увлекательно. Ничего не нажимая и почти не повышая голоса, можно искать и включать музыку и фильмы. Можно попросить «Алису» зачитать последние новости, прогноз погоды, узнать адреса ближайших магазинов и ресторанов. Правда, заказывать пиццу или билеты на концерт колонка пока не умеет, но очевидно, что это вопрос недалекого будущего: может же заказывать товары на Amazon его фирменная колонка Echo.

В целом у «Яндекса» получилась интересная и оригинальная электронная игрушка, что в наше время редкость. В 1970–2000-х гг. на рынке один за другим появлялись новые музыкальные плейеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, игровые приставки, видеомагнитофоны и DVD-плейеры – и еще много чего. Пожалуй, это было самое яркое время в истории домашней и портативной электроники. Но сейчас все это слилось, по сути, в одном устройстве – смартфоне. А смартфоны радикально не меняются уже лет 10. Так что умные колонки – хороший способ разбавить функциональное, но однообразное трио смартфон – компьютер – телевизор.

Умные колонки кажутся подозрительными. Когда у вас в доме появляется устройство с микрофоном и проводом, уходящим в неизвестность, логично предположить, что кто-то рано или поздно начнет вас подслушивать. Стараясь заранее оградить себя от обвинений в прослушке, «Яндекс», кстати, встроил в колонку кнопку отключения микрофона. Когда ваши семейные скандалы и кухонные сплетни могут стать чьим-то достоянием (чьим и могут ли – не очень понятно), это тревожит. Но на практике последствия распространения умных колонок для бизнеса могут оказаться серьезнее, чем для простого обывателя.

Например, уже сейчас «Станция» частично заменяет пульт дистанционного управления телевизора. И, скорее всего, сможет заменить полностью. Сейчас зритель выбирает нужный канал из сотен присутствующих в сетке его оператора платного ТВ методом тыка. А если попросить «Алису»: «А включи-ка мне кино про любовь» или «Что-нибудь про рыбалку»? «Яндекс», уже проанализировавший ваши предпочтения, что-нибудь подберет. Но что тогда будет с рейтингами телеканалов и рекламными бюджетами – загадка. Наверное, их менеджерам придется узнать о продвижении в интернете, «Яндексе» и об особенностях голосового поиска побольше, чем сейчас.

Задуматься о происходящем уже стоит и владельцам всякого рода заведений. Я, к примеру, ради любопытства решил выяснить у запрятанной в «Станции» Алисы, где ближайший к дому ресторан. И получил в ответ адрес заведения на соседней улице, о котором раньше не знал вообще. Вот так.

Наверняка о речевых технологиях и искусственном интеллекте много нового придется узнать не только рестораторам, парикмахерам, таксистам, но и банкирам и владельцам крупных торговых сетей – им важно, чтобы Алиса услышала их и пересказала услышанное потенциальным клиентам. Новые перспективы открываются и перед связистами. Ведь звонить кому-то с умной колонки хоть через мессенджер, хоть используя обычную телефонную линию удобнее, чем со смартфона, не говоря уже о проводном телефоне.

Но чтобы все это стало явью, Алиса сначала должна повзрослеть.