Умная колонка «Яндекса» будет охранять дом
Партнером поисковика стала компания «Гольфстрим охранные системы»
Обладатели умной колонки «Яндекс.Станция» вскоре смогут управлять голосом домашней охранной сигнализацией «Гольфстрим», следует из уведомления в мобильном приложении «Яндекса» (служит для интеграции колонки с другими устройствами). Компания «Гольфстрим охранные системы» указана в списке партнеров проекта «Яндекс.Станция» вместе с онлайн-кинотеатрами Amediateka и ivi. Срок запуска совместного проекта «Гольфстрима» и «Яндекса» там не указан.
Поисковик показал свою первую голосовую колонку в мае, а 10 июля начал ее продавать за 9990 руб. «Яндекс.Станция» работает на голосовом помощнике «Алиса» и пока умеет искать и запускать треки на «Яндекс.Музыке», фильмы и сериалы на «Амедиатеке» и ivi.ru, читать новости из ленты «Яндекса», искать ближайшие рестораны, кинотеатры и другие объекты. Представитель «Яндекса» подтвердил сотрудничество с «Гольфстримом», но за деталями предложил обратиться к партнеру.
«Гольфстрим» предлагает владельцам квартир и частных домов установку сигнализации, камер видеонаблюдения, датчиков протечки воды и возгорания, а также систему «умная розетка», которая позволяет удаленно включать и выключать электроприборы. Установка базового комплекта для защиты квартиры от «Гольфстрима» обойдется в 9990 руб., абонентская плата составит 1290 руб. в месяц, указано на сайте компании. Первые 500 владельцев «Яндекс.Станции», обратившиеся в «Гольфстрим», получат бесплатный комплект охранной сигнализации, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Гольфстрим охранные системы» Алексей Давыдов.
Сейчас для управления охранными системами и датчиками клиенты «Гольфстрима» используют отдельное мобильное приложение. После интеграции с «Яндекс.Станцией» пользователи смогут включать сигнализацию голосовой командой, проверять, включена ли сигнализация, и отправлять сигнал SOS, объясняет Давыдов. Голосовая команда уходит на сервер «Яндекса», откуда передается «Гольфстриму».
А вот отключить сигнализацию голосом пока не получится – для этого на «Яндекс.Станции» необходимо внедрить голосовую биометрию для подтверждения голоса владельца квартиры, добавил Давыдов. Сейчас у «Гольфстрима» 75 000 клиентов – физических и юридических лиц, рассказал он, сколько может добавить сотрудничество с «Яндексом», гендиректор спрогнозировать затруднился, также он отказался раскрыть денежные детали этого партнерства.
Умные датчики и розетки, камеры видеонаблюдения – это элементы так называемого умного дома, одного из направлений развития интернета вещей (Internet of things). Крупнейшие мировые интернет-компании – как американские, так и азиатские – сейчас очень активны на этом рынке. Пока тут лидирует Amazon с его голосовым помощником Alexa и умной колонкой Echo. Основной функцией Echo при запуске в 2014 г. был голосовой запрос на покупку товаров на самом Amazon. Затем Amazon приобрел производителя умных дверных звонков Ring, производителя камер видеонаблюдения Blink и стал основным инвестором компании – производителя термостатов Ecobee.
Ажиотаж на станции
Все эти устройства были интегрированы с Alexa и Echo и стали основой умного дома от Amazon. Сейчас эта компания, к примеру, предлагает пользователям такую продвинутую систему, как Amazon Key. Она открывает дверь проверенным курьерам, когда хозяев нет дома, – курьеры могут оставить доставленный товар внутри помещения, а не за порогом, где его могут украсть. И если прежде производитель каждого умного устройства или системы запускал собственное мобильное приложение для управления своей техникой, то Alexa и Echo стали единой платформой для таких решений. Сейчас Amazon позволяет объединять в умный дом 12 000 умных устройств от 2000 производителей. Это лампочки, розетки, фильтры воздуха, термостаты, камеры, аудиоколонки, телевизоры, стиральные машинки, пылесосы, замки и более сложные охранные системы, системы видеонаблюдения и т. д. Всеми этими устройствами можно управлять голосом с помощью Echo и дистанционно – через смартфон с Alexa.
Решения для умного дома становятся все более популярными у американцев – по данным Statista, к концу этого года в каждом третьем доме в США будет хотя бы одно умное устройство, американский рынок таких устройств и решений вырастет c $19 млрд в этом году до $32,8 млрд к 2022 г., а глобальный рынок к тому же году – до $138 млрд.
Активно догоняют Amazon на этом рынке Google, Facebook, а также китайская Alibaba, которые продвигают собственных голосовых помощников. Интерес таких компаний к интеграции с умными телевизорами, термостатами и охранными системами очевиден – сейчас эти устройства гораздо более распространены, чем голосовые колонки.
Из крупных технологических компаний в России самыми заметными на рынке решений для умного дома до сих пор были операторы связи. Так, с 2016 г. мобильный оператор «Мегафон» продает комплект датчиков и регуляторов для умного дома Life Control. «Ростелеком» с 2017 г. предлагает частным абонентам услуги видеонаблюдения через интернет, а также комплект охранных датчиков. Провайдер МГТС подключает в частных домах и квартирах датчики, которые позволяют удаленно включать и отключать свет и электроприборы, контролировать открытие окон, протечку воды и т. д. Наконец, пользователи сами устанавливают и используют sim-карты мобильных операторов для управления через интернет видеокамерами и автоматическими воротами.
Операторы признают, что пока рынок домашних умных устройств в России не является массовым. По предварительным данным AC&M-Consulting, в 2017 г. рынок интернета вещей (умный дом – одна из его составляющих) в России достиг 9,3 млрд руб., что на 22% превышает итог 2016 г. Доля частных пользователей в этом сегменте лишь около 2%.
