Умная колонка «Яндекса» будет охранять дом

Партнером поисковика стала компания «Гольфстрим охранные системы»
Поисковик «Яндекс» нашел себе новый рынок / Валерий Шарифулин/ ТАСС

Обладатели умной колонки «Яндекс.Станция» вскоре смогут управлять голосом домашней охранной сигнализацией «Гольфстрим», следует из уведомления в мобильном приложении «Яндекса» (служит для интеграции колонки с другими устройствами). Компания «Гольфстрим охранные системы» указана в списке партнеров проекта «Яндекс.Станция» вместе с онлайн-кинотеатрами Amediateka и ivi. Срок запуска совместного проекта «Гольфстрима» и «Яндекса» там не указан.

Поисковик показал свою первую голосовую колонку в мае, а 10 июля начал ее продавать за 9990 руб. «Яндекс.Станция» работает на голосовом помощнике «Алиса» и пока умеет искать и запускать треки на «Яндекс.Музыке», фильмы и сериалы на «Амедиатеке» и ivi.ru, читать новости из ленты «Яндекса», искать ближайшие рестораны, кинотеатры и другие объекты. Представитель «Яндекса» подтвердил сотрудничество с «Гольфстримом», но за деталями предложил обратиться к партнеру.

«Гольфстрим» предлагает владельцам квартир и частных домов установку сигнализации, камер видеонаблюдения, датчиков протечки воды и возгорания, а также систему «умная розетка», которая позволяет удаленно включать и выключать электроприборы. Установка базового комплекта для защиты квартиры от «Гольфстрима» обойдется в 9990 руб., абонентская плата составит 1290 руб. в месяц, указано на сайте компании. Первые 500 владельцев «Яндекс.Станции», обратившиеся в «Гольфстрим», получат бесплатный комплект охранной сигнализации, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Гольфстрим охранные системы» Алексей Давыдов.

Сейчас для управления охранными системами и датчиками клиенты «Гольфстрима» используют отдельное мобильное приложение. После интеграции с «Яндекс.Станцией» пользователи смогут включать сигнализацию голосовой командой, проверять, включена ли сигнализация, и отправлять сигнал SOS, объясняет Давыдов. Голосовая команда уходит на сервер «Яндекса», откуда передается «Гольфстриму».

А вот отключить сигнализацию голосом пока не получится – для этого на «Яндекс.Станции» необходимо внедрить голосовую биометрию для подтверждения голоса владельца квартиры, добавил Давыдов. Сейчас у «Гольфстрима» 75 000 клиентов – физических и юридических лиц, рассказал он, сколько может добавить сотрудничество с «Яндексом», гендиректор спрогнозировать затруднился, также он отказался раскрыть денежные детали этого партнерства.

Умные датчики и розетки, камеры видеонаблюдения – это элементы так называемого умного дома, одного из направлений развития интернета вещей (Internet of things). Крупнейшие мировые интернет-компании – как американские, так и азиатские – сейчас очень активны на этом рынке. Пока тут лидирует Amazon с его голосовым помощником Alexa и умной колонкой Echo. Основной функцией Echo при запуске в 2014 г. был голосовой запрос на покупку товаров на самом Amazon. Затем Amazon приобрел производителя умных дверных звонков Ring, производителя камер видеонаблюдения Blink и стал основным инвестором компании – производителя термостатов Ecobee.

Ажиотаж на станции

«Яндекс» за несколько часов полностью распродал первую партию своей голосовой колонки, сообщила компания, но точные цифры не назвала. До старта продаж компания получила больше 20 000 заявок на «Яндекс.Станцию».

Все эти устройства были интегрированы с Alexa и Echo и стали основой умного дома от Amazon. Сейчас эта компания, к примеру, предлагает пользователям такую продвинутую систему, как Amazon Key. Она открывает дверь проверенным курьерам, когда хозяев нет дома, – курьеры могут оставить доставленный товар внутри помещения, а не за порогом, где его могут украсть. И если прежде производитель каждого умного устройства или системы запускал собственное мобильное приложение для управления своей техникой, то Alexa и Echo стали единой платформой для таких решений. Сейчас Amazon позволяет объединять в умный дом 12 000 умных устройств от 2000 производителей. Это лампочки, розетки, фильтры воздуха, термостаты, камеры, аудиоколонки, телевизоры, стиральные машинки, пылесосы, замки и более сложные охранные системы, системы видеонаблюдения и т. д. Всеми этими устройствами можно управлять голосом с помощью Echo и дистанционно – через смартфон с Alexa.

Решения для умного дома становятся все более популярными у американцев – по данным Statista, к концу этого года в каждом третьем доме в США будет хотя бы одно умное устройство, американский рынок таких устройств и решений вырастет c $19 млрд в этом году до $32,8 млрд к 2022 г., а глобальный рынок к тому же году – до $138 млрд.

Активно догоняют Amazon на этом рынке Google, Facebook, а также китайская Alibaba, которые продвигают собственных голосовых помощников. Интерес таких компаний к интеграции с умными телевизорами, термостатами и охранными системами очевиден – сейчас эти устройства гораздо более распространены, чем голосовые колонки.

Из крупных технологических компаний в России самыми заметными на рынке решений для умного дома до сих пор были операторы связи. Так, с 2016 г. мобильный оператор «Мегафон» продает комплект датчиков и регуляторов для умного дома Life Control. «Ростелеком» с 2017 г. предлагает частным абонентам услуги видеонаблюдения через интернет, а также комплект охранных датчиков. Провайдер МГТС подключает в частных домах и квартирах датчики, которые позволяют удаленно включать и отключать свет и электроприборы, контролировать открытие окон, протечку воды и т. д. Наконец, пользователи сами устанавливают и используют sim-карты мобильных операторов для управления через интернет видеокамерами и автоматическими воротами.

Операторы признают, что пока рынок домашних умных устройств в России не является массовым. По предварительным данным AC&M-Consulting, в 2017 г. рынок интернета вещей (умный дом – одна из его составляющих) в России достиг 9,3 млрд руб., что на 22% превышает итог 2016 г. Доля частных пользователей в этом сегменте лишь около 2%.

«Яндекс» начал продавать умную колонку. Очередь занимали с 5 утра