Когда чиновники считают расходы на мегапроекты

Если они не связаны с политическими планами первых лиц

Спор о целесообразности скоростной автострады вдоль черноморского побережья от Джубги до Сочи, сроках ее строительства и расходах отражает особенности крупных инфраструктурных проектов в России. Экономические расчеты становятся ключевым аргументом для начала строительства или отказа от него в ситуации, когда политическая составляющая не играет решающей роли.

В среду Минтранс предложил отложить реконструкцию автодороги Джубга – Сочи из-за технических трудностей и высокой стоимости ее строительства (1,6 трлн руб., по предварительным оценкам), а также неудобств для местных жителей: придется переносить железнодорожные пути и существующую автодорогу. Такая реакция министерства позволит более детально обсудить проект и вернуться к нему в более благоприятный момент.

Идея автомагистрали и скоростной железной дороги заслуживает внимания, поскольку современная инфраструктура позволит избежать параличей движения из-за капризов природы – движение по действующей дороге нередко затруднено и даже прерывается зимой и весной из-за сильных снегопадов и сходов селя. Тогда транспортная доступность курортов Сочи повысится для отдыхающих и для жителей города, теряющих время в поездках на «большую землю» в автомобильных пробках.

Улучшение транспортной инфраструктуры способно дать существенный положительный эффект для развития туризма в регионе. Это привлечет как организованных туристов, так и самостоятельных, путешествующих на автомобилях, считает советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин, в том числе отдыхающих из близлежащих регионов, а еще – расширит возможности для экскурсионных программ.

Дорога, рассчитанная только на туристов, может не окупиться, отмечает экономист Наталья Зубаревич, а эффект для грузовых перевозок не очевиден. Сочи – специфический курорт: «невыездные» чиновники и силовики прилетают туда на самолете, а для приехавших из регионов на машинах отдых может оказаться не по карману. Наконец, даже с учетом сложности рельефа и климата и необходимости возведения многочисленных мостов и тоннелей цена в первоначальном варианте – около 13 млрд руб. за 1 км – выглядит чрезмерной. Вероятно, это следствие ведомственного лоббизма: попросить побольше денег, чтобы какую-то часть получить. Да и строить на Черном море приятнее, чем в Татарском проливе, иронизирует Зубаревич, вспоминая о мосте на Сахалин, другом дорогостоящем инфраструктурном проекте.

Об экономической обоснованности мегапроектов развитого госкапитализма вспоминают не всегда. Любой поставивший под сомнение целесообразность политических строек, будь то мост в Крым, на остров Русский или на Сахалин, немедленно получил бы упрек в непатриотичности и непонимании их стратегической и символической роли. В ситуации с Сочи цель утилитарная: комфорт отдыхающих, перевозка грузов и др. Можно оценить стоимость проекта и выяснить, обоснованны ли запланированные расходы. Если, конечно, не случится новая Олимпиада.