Статья опубликована в № 4403 от 08.09.2017 под заголовком: От редакции: Далекий мост

Россия – родина мостов

Строительство перехода на Сахалин важнее для геополитики, чем для экономики
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Наведение мостов понимается российской властью все более буквально – проекты мостовых переходов вынимаются из пыльных папок инженеров и предъявляются публике как самые важные и близкие к реализации. Это важно с точки зрения геополитической идеи расширения границ, но сложно с точки зрения реализации.

В четверг президент заявил на Восточном экономическом форуме, что в России предметно изучается возможность строительства железнодорожного перехода на Сахалин. По мнению вице-премьера Игоря Шувалова, железнодорожный мост на Сахалин «не такое крупное строительство» по сравнению с Крымским, министр транспорта Максим Соколов оценил стоимость работ в 500 млрд руб. Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин сообщил, что сахалинский мост будет частью транспортного перехода из Японии в Россию, проект которого станет разрабатывать совместная рабочая группа РЖД и министерство инфраструктуры Японии. Вице-премьер и полпред в ДФО Юрий Трутнев сказал, что вопрос практически решен, но пока нет инвесторов.

Строительство моста, который соединит остров Сахалин c материком, – заманчивая идея с символическим подтекстом соединения островков «русского мира» с материком: построенный к саммиту АТЭС 2012 г. мост на остров Русский, за ним – Крымский мост, символизирующий воссоединение полуострова с Россией, теперь сахалинский. Реализация мегапроекта создаст рабочие места и позволит построить современную инфраструктуру на значительной части Дальнего Востока.

Нельзя не вспомнить, что за проекты моста или тоннеля на Сахалин в России и СССР принимались не раз. Всегда от них отказывались из-за экономической нецелесообразности.

Строительство супермостов окупается интенсивными грузоперевозками, отмечает независимый аналитик Андрей Рожков. Экономический эффект сахалинского перехода неочевиден: на острове живут 487 000 человек, в 5 раз меньше, чем в Крыму. Чтобы укрепить связь Сахалина с Большой землей и облегчить вывоз сырья с нефтегазовых месторождений, целесообразнее расширить паромную переправу Ванино – Холмск, модернизировать трубопроводы и построить дороги на самом острове, которые обеспечат круглогодичное сообщение севера с центром и южной частью, отмечает регионовед Наталья Зубаревич.

Есть и технические трудности: во время изыскательских работ 1950–1951 гг. при начале строительства сахалинского тоннеля, прекращенного после смерти Сталина, отмечались тяжелая ледовая обстановка зимой, сложные грунты на дне пролива и высокая сейсмическая опасность района. Частные инвесторы, особенно зарубежные, вряд ли будут вкладывать деньги в проект, который выглядит убыточным.

В последние годы публичный интерес к мостам на Сахалин и в Японию оживлялся к ВЭФу или переговорам с Японией. Сегодняшний ажиотаж связан, очевидно, с тем, что о мостах говорит президент. Это может свидетельствовать о принятом политическом решении, а может – и о поднятии ставок на переговорах с Японией. Или хотя бы о поднятии настроения.

Читать ещё
Preloader more