Почему новые санкции могут обойтись нам дороже прежних

Экономист Олег Вьюгин о способах предотвратить глубокое падение реальных доходов из-за санкций

Резкое усиление санкционной риторики законодателей США и госдепа привело к падению стоимости акций ведущих российских компаний и курса рубля к доллару и евро. Принято считать, что такие резкие падения курса валют и ценных бумаг под влиянием разного рода негативных новостей являются временными и через некоторое время наступает коррекция, которая сопровождается возвратом стоимостей если не к начальным уровням, то хотя бы к разумным – недалеким от тех, что были до падения.

Сегодня имеются аргументы в пользу того, чтобы усомниться в применимости этой логики к поведению рынков. Эскиз разнообразных санкционных мер со стороны американских властей, который на днях попал в публичное пространство, затрагивает самые чувствительные для отечественной макроэкономической стабильности моменты. В суверенном российском рублевом долге у иностранных инвесторов в настоящий момент остается вложений примерно на $30 млрд, а в акциях флагмана отечественной банковской системы – Сбербанка и более того. Кроме того, есть вложения и в акции, и в облигации других отечественных эмитентов.

Как должны действовать иностранные инвесторы, получив информацию о намерениях законодателей США запретить им покупать российский долг, а Сбербанку, в который они вложились в расчете на дивиденды и рост капитализации, – проводить операции в долларах? Прежде всего, оценить, насколько реальны намерения властей США. Что видят инвесторы? Они видят последовательный тренд на ухудшение отношений между Россией и США. Ни одна из сторон не намерена уступать, и такое впечатление, что испытывают некий драйв по принципу «чем хуже – тем лучше». Это означает, что декларируемые санкции рано или поздно в том или ином виде случатся. Грань, когда можно было надеяться на мягкие сценарии, похоже, пройдена. Председатель правительства заговорил об экономической войне, объявленной нашей стране, и перевел возможные ответные меры из экономической плоскости в политическую и упомянул даже некую третью, «иную» плоскость.

Раз так, то инвесторам, в первую очередь иностранным, лучше раньше, чем позднее, ликвидировать инвестиционную позицию на страну – что и происходило на прошлой неделе. Общие портфельные инвестиции, которые могут быть выведены из страны, в таком случае составят более $70 млрд плюс $30 млрд предстоящих платежей по старым корпоративным долгам. Это в моменте не по силам платежному балансу страны даже при нынешних ценах на нефть. Если, конечно, не рассматривать маловероятный сценарий, когда власти будут тратить резервы для поддержки рубля. Значит, девальвация рубля будет необходима, чтобы урезать импорт и свести концы с концами в платежном балансе.

Что означает девальвация рубля? Для компаний-экспортеров и бюджета – плюс, для компаний, работающих на внутренний спрос, и домашних хозяйств – огромный минус, так как девальвация ведет к росту цен и сокращению спроса и потребления.

Политика денежных властей в этих условиях должна быть адаптивной в том смысле, что нужно предпринять некоторые шаги, чтобы предотвратить сценарий глубокого падения реальных доходов населения в связи с санкциями.

Речь, по сути, идет о двух мерах. Первое, что нужно сделать, – прекратить скупку валюты Минфином, другими словами, приостановить действие бюджетного правила, которое является проинфляционным, ухудшает состояние платежного баланса и способствует падению рубля. Второе – Банку России выйти с покупками ОФЗ на вторичный рынок ценных бумаг, чтобы предотвратить их чрезмерное обесценение, которое чревато убытками для отечественной банковской системы, включая ее основу – государственные банки.

Не надо заблуждаться: их проблемы – это наши, т. е. рядовых граждан, проблемы. Тем более что над государственными банками маячит угроза отлучения от возможности проведения расчетов в долларах, которые необходимы для внешнеэкономической деятельности компаний отечественного бизнеса, являющихся их клиентами. Если это намерение вдруг действительно станет реальностью, то субъектам внешнеэкономической деятельности придется переводить свои счета в иностранной валюте в негосударственные банки, срочно погашать или конвертировать в рубли валютные кредиты. Примерно то же можно сказать и про вкладчиков, имеющих долларовые депозиты. Все это ослабит балансы государственных банков, рентабельность и капитал. А их поддержка – тоже вопрос денег налогоплательщиков.

Сейчас рынки будут ждать любых сигналов, чтобы подтвердить или опровергнуть тренд, о котором говорилось выше. Пока эти сигналы предсказуемо не в пользу рубля.

Автор — профессор Высшей школы экономики