Почему своя школа – хорошая, а система образования в целом – не очень

Возможность выбора школы для детей повышает только локальные оценки качества образования родителями

Большинство горожан высоко оценивают уровень обучения в школе, где учатся их дети, но считают недостаточным уровень школьного образования в стране в целом. Такие оценки – следствие появившейся у родителей возможности выбрать школу для своих детей и ностальгии по собственным школьным годам.

Накануне 1 сентября ВЦИОМ провел опрос 1200 родителей детей школьного возраста, проживающих в городах. Большинство родителей довольны школами, где учатся их дети: 67% «скорее устраивает» качество обучения, 65% – материально-техническая база и 58% – качество учебников, «скорее не устраивает» – 26, 28 и 34% соответственно, остальные не определились с ответом.

Школьное образование в стране в целом оценивается более скептически. 45% опрошенных считают, что в их школьные годы педагоги учили лучше, и лишь 14% – что хуже. Мнения о месте отечественного школьного образования в мире разделились: 36% респондентов полагают, что оно соответствует мировым стандартам, 33% думают, что оно им уступает, 22% затруднились ответить, а 9% уверены, что российское образование остается лучшим в мире. При этом родители гимназистов и лицеистов чаще думают, что в отечественных школах учат на уровне выше мировых стандартов – 12%. Состоятельные родители, чьи дети учатся в частных школах, более пессимистичны: 44% уверены, что российское образование уступает мировым стандартам, 33% – что оно им соответствует, о превосходстве не сказал никто.

В ответах нет противоречия, считает гендиректор фонда ВЦИОМа Константин Абрамов: нынешние родители школьников, как правило, сохраняют хорошие воспоминания о детстве и юности, ностальгия приукрашивает не только образ жизни и отношения с одноклассниками, но и качество образования. Что касается мировых стандартов, то едва ли многие с ними знакомы, отмечает эксперт. Кроме того, изменения в системе общего образования позволили родителям выбирать для детей школу, более соответствующую их уровню знаний и увлечениям, они уверены, что отдали своих детей в лучшие школы.

Респонденты «Левада-центра» более пессимистичны: в последние годы относительное большинство опрошенных (от 38 до 49%) были неудовлетворены работой системы образования в целом, доля удовлетворенных колебалась от 18 до 26%, дали неопределенный ответ или затруднились с ним от 26 до 39%. А по данным ФОМа, 34% опрошенных полагают, что поставленную майским указом Владимира Путина задачу войти к 2024 г. в число 10 ведущих государств мира по качеству высшего образования выполнят частично, 30% – что не выполнят, 21% надеются на ее полное выполнение. Среди респондентов с высшим образованием больше пессимистов: 32, 41 и 17% соответственно.-