Танки и самолеты нового поколения разрабатываются по графику

И в соответствии с сократившимися возможностями бюджета

Макеты шагающего робота «Игорек» и электромобиля в кузове «Иж-комби», показанные концерном «Калашников» на прошедшем на прошлой неделе форуме «Армия-2018», – это, скорее, просто арт-объекты для привлечения внимания, и с этой задачей они справились. Важнее для понимания будущего оборонной промышленности стали пояснения руководителей промышленности и Министерства обороны (в том числе занявшего должность замминистра по вооружениям, бывшего президента «Калашникова» Алексея Криворучко) о статусе и перспективах таких дорогостоящих программ по созданию боевых платформ нового поколения, как истребитель Су-57 и танк Т-14 «Армата».

Ранее из противоречиво истолкованных заявлений вице-премьера Юрия Борисова могло сложиться впечатление, что Минобороны едва ли не отказалось от закупок этих дорогостоящих систем и взамен обойдется модернизацией и закупкой танков и самолетов предыдущих поколений. Но, как следует из слов Криворучко, и подписанный еще в 2015 г. контракт на поставку «войсковой партии» (т. е. для испытаний в линейных соединениях армии) в количестве 132 танков Т-14 и созданных на базе танка БМП Т-15 до 2023 г. продолжает выполняться, и первые девять Т-14 сделают для Таманской дивизии уже в 2018 г. Был также подписан контракт на поставку неясного количества (то ли двух, то ли больше) истребителей пятого поколения Су-57 для Липецкого центра подготовки авиаперсонала и войсковых испытаний, где летчики ВВС будут работать над руководствами по летной эксплуатации этой машины. В строевые же части Су-57 начнет поступать не ранее 2023 г. (возможно, и позднее) уже с новым двигателем, который начал летные испытания в 2017 г. Этим планам тоже уже несколько лет.

Таким образом, работа над новыми машинами идет примерно в соответствии с графиком и нельзя сказать, что он так уж сильно отстает от сроков, в течение которых аналогичные платформы новых поколений разрабатываются в гораздо более богатых США и КНР (или разрабатывались в позднем СССР). А более дорогостоящее массовое перевооружение армии на новые танки и самолеты начнется, причем в соответствии с возможностями бюджета, видимо, уже в 2025–2030 гг. Все это укладывается и в финансовые возможности действующей госпрограммы вооружений на 2018–2027 гг., которая, как уже не раз заявлялось наверху, будет значительно (с учетом инфляции и других факторов – может быть, и почти вдвое) меньше, чем прежняя госпрограмма 2011–2020 гг. В строгом соответствии с сокращением финансирования представляемая Центром им. Крылова модель перспективного авианосца, которая ранее становилась все больше и наглее, значительно уменьшилась в размерах.

Более того, денег в действующей госпрограмме не хватает и для закупок уже освоенных систем. Как следует из слов президента ОАК Юрия Слюсаря, для финансирования закупок истребителей МиГ-35 (контракт на шесть машин был заключен на «Армии») и Су-30СМ (этот контракт примерно на 36 машин может быть заключен до конца года) фактически планируется реанимировать прекращенную в 2016 г. «кредитную схему». Она возникла в начале 2010-х гг. и заключалась в получении кредитов от госбанков под гарантии государства в счет будущих расходов Минобороны на закупки вооружений. Это делалось потому, что в госпрограмме вооружений основные расходы всегда относились на ее конец (но на практике плановые цифры не достигались) и Минобороны хотело сгладить график финансирования. В 2016 г. этот разросшийся почти до 1 трлн руб. квазигосударственный долг был досрочно погашен по инициативе Минфина. Но вряд ли эта схема будет применяться так же активно, как в первой половине десятилетия.-