Откуда берутся депутаты

Главным каналом рекрутирования депутатов нынешнего созыва наконец стала новейшая российская номенклатура, доля силовиков снижается

Ключевые каналы рекрутирования депутатов Госдумы в последние годы остаются неизменными – это номенклатура и бизнес, но только в нынешнем, седьмом, созыве нижней палаты парламента новая российская номенклатура наконец уверенно обошла советскую. Изменившийся состав Госдумы отражает не только смену поколений в политике, но и снижение ее лоббистского потенциала. Все больше людей, стремящихся сделать карьеру в отечественном госаппарате, рассматривает депутатство как промежуточный этап, место для обзаведения необходимыми связями и последующего перехода в исполнительную власть или возвращения в более доходные сферы бизнеса.

Политолог Юлия Матюненко из Высшей школы экономики исследовала изменения состава депутатов четырех последних составов Госдумы, с 2003 по 2016 г., опираясь на их официальные биографические справки на сайте нижней палаты и выделив пять крупных групп – доноров депутатского корпуса: старую советскую партийную и государственную номенклатуру, отдельно – новую российскую, силовиков, бизнес, выходцев из молодежной политики. Если сравнивать созыв, начавший работу в 2003 г. (первый с подавляющим преимуществом «Единой России»), и нынешний, избранный в 2016 г., то сейчас число выходцев из советской номенклатуры снизилось в 1,6 раза, уменьшилось и представительство силовиков. Одновременно на треть выросло число выходцев из современного госаппарата, а также из бизнеса. Автор отметил и появление нового канала рекрутинга депутатов – молодежных организаций, которые в седьмом созыве могли бы организовать фракцию из 29 человек.

Сдвиг в пользу новой номенклатуры происходит естественно, в силу возраста: советские аппаратчики стареют, на их место приходят честолюбивые дублеры, которые готовы ради карьеры лечь между гусеницами или колесами бронетехники, прыгнуть со скалы и к другим «подвигам». Но дело не только в смене поколений, но и в изменившихся принципах отбора. Преимущественно меритократический подход к отбору элиты пока скорее исключение из правил, более важным принципом остается лояльность первому лицу или отдельному высокопоставленному представителю госаппарата. Готовность исполнять любые указания сверху нередко ценится больше, чем организаторские и управленческие способности. В не меньшей мере это касается и думских «комсомольцев», выходцев из различных молодежных организаций.

Как это сказывается на качестве законодательства и госуправления в целом, вопрос риторический.

Снижение доли силовиков и, напротив, возросшее представительство предпринимателей далеко не всегда влияет на качество и характер отраслевых – касающихся бизнес-климата и выражения интересов армии и спецслужб в законодательной сфере – законов. Недавнее исследование «Трансперенси интернешнл Россия» (ТИР) показало, что лоббистами законодательных инициатив, принятых в интересах армии и спецслужб, в том числе существенно увеличивших выделяемые на их содержание средства из бюджета, были 90 депутатов, что значительно больше числа депутатов с военным прошлым (49 в шестом созыве, 34 – в седьмом). Снижение представительства силовиков не нанесло ущерба их интересам, поскольку они научились создавать заинтересованные клиентелы из обычных депутатов и предпринимателей, чей бизнес связан с государством, полагает заместитель гендиректора ТИР Илья Шуманов.

Не менее любопытно, что изменилось представительство отдельных сфер бизнеса в Госдуме. Если в четвертом созыве самыми многочисленными были выходцы из ресурсных отраслей, прежде всего энергетики, на 2-м месте – из пищевой промышленности, а 3-е место делили бывшие банкиры и строители, то в нынешнем созыве 1-е место делят руководители пищевого бизнеса и производители химудобрений, значительным осталось представительство строителей. Число банкиров и металлургов существенно снизилось. Среди депутатов стало больше представителей среднего бизнеса, отмечает Матюненко.

Изменение отраслевого состава бизнес-сегмента депутатского корпуса вызвано снижением лоббистского потенциала Госдумы после возвращения в парламент бывшего замглавы администрации президента Вячеслава Володина. Наиболее влиятельные группы интересов предпочли работать не в нижней палате, которая привыкла выполнять предписания исполнительной власти, а в центрах принятия решений – в Кремле и правительстве. Многие депутаты считают Госдуму и законодательную работу не призванием, а местом, где можно обрасти полезными связями и перейти на ответственную работу в исполнительную власть, где принимаются важнейшие и наиболее масштабные решения, которые позволяют взимать более значительную административную ренту.-