Как опозорить историка

Обвинения в совершении сексуальных преступлений против несовершеннолетних – это способ дискредитировать неудобных власти людей задолго до суда

Обвинения карельских правозащитников и историков в преступлениях против нравственности отражают стремление части представителей власти дискредитировать своих оппонентов, лишить их общественной поддержки. В среду Медвежьегорский горсуд Карелии арестовал до 27 сентября директора местного музея Сергея Колтырина, подозреваемого в развратных действиях в отношении несовершеннолетнего. В таком же преступлении обвиняли в 2017 г. другого карельского историка и правозащитника – Юрия Дмитриева, который занимался изучением тайного захоронения жертв сталинских расстрелов в урочище Сандармох неподалеку от Медвежьегорска. Колтырин не был формально связан с «Мемориалом», но как директор местного музея много сделал для того, чтобы Сандармох стал местом памяти, он участвовал в организации международных дней памяти в Сандармохе, рассказывает член Совета по правам человека при президенте Сергей Кривенко.

Дело против Колтырина возбудили спустя месяц после завершения экспедиции в Сандармох Российского военно-исторического общества (РВИО), которая искала подтверждения расстрелов пленных красноармейцев финнами в годы Великой Отечественной войны. Члены экспедиции обнаружили останки пяти человек со следами выстрелов в затылок и другие материалы, которые направили на экспертизу в СКР. Ее результаты ожидаются, сообщили в РВИО. Колтырин гипотезу РВИО не поддерживал.

Не исключено, что похожие дела по похожим статьям против историков, занимавшихся изучением репрессий и сохранением памяти их жертв в Карелии, – всего лишь совпадение, которое, однако, частью профессионального сообщества воспринимается как элемент кампании по дискредитации правозащитников и активистов. Обвинения, нередко с сомнительными доказательствами, в хранении наркотиков или оружия против людей, чья деятельность дискомфортна для властей, появляются довольно регулярно, их цель – представить в негативном свете людей, для которых собственная репутация и общественное доверие – это главный капитал, заработанный годами публичной активности и помощью людям. Обвинения в совершении сексуальных преступлений против несовершеннолетних тяжелее с точки зрения УК и для массового сознания и уголовной субкультуры: это способ лишить обвиняемых общественной поддержки, связав в глазах обывателей интерес к репрессиям и защите памяти их жертв с педофилией. Но историки и активисты вряд ли испугаются и такой угрозы.

Не исключено, что похожие дела по похожим статьям против историков, занимавшихся изучением репрессий и сохранением памяти их жертв в Карелии, – всего лишь совпадение