Церковно-государственный раскол

Для светской власти проблемы РПЦ — это проблемы, не отделенные от государства

Церковный раскол, который возник после того, как Константинопольский патриархат отменил документ 1686 г. о подчинении украинской церкви Московской патриархии, а в ответ Синод Русской православной церкви (РПЦ) решил прекратить евхаристическое общение с Константинополем, отражает не только внутрицерковный, но и межгосударственный конфликт между Россией и Украиной. Раскол ослабит «мягкую силу» не только РПЦ, но и светской Москвы, рассматривающей отделенную от государства Церковь как проводник идей своего «русского мира», но активное подключение светской власти к конфликту может только осложнить ситуацию.

Во вторник, после того как Синод объявил о своем ответном решении, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Кремль «с большой обеспокоенностью» следит за конфликтом между Москвой и Константинополем. Такого рода официальные заявления российских чиновников традиционно предваряются словами об отделении Церкви от государства в России и невмешательстве светских властей в ее дела, но на деле это, скорее, лукавство. Если Церковь самостоятельна, то непонятно, почему вопросы ее деятельности на территории соседнего независимого государства рассматриваются Советом безопасности (совещание состоялось в субботу) – органом, который отвечает за разработку и реализацию стратегии внешней политики России. Да и сам язык, которым пользуются российские официальные лица, комментируя происходящее, – это легко узнаваемый язык той же самой «геополитики». Яркий пример – резкое заявление Сергея Лаврова, назвавшего в пятницу в интервью французским журналистам решение о возможном предоставлении автокефалии украинской церкви «провокацией, которую сейчас затевает патриарх константинопольский Варфоломей при прямой публичной поддержке из Вашингтона» (цитата по mid.ru). Кремль, особенно в последние годы, стремился использовать РПЦ как инструмент влияния в других странах и воспринимает церковный конфликт как попытку ограничить сферу влияния России на «канонической территории» бывшей советской империи. «Мы надеемся на то, что все-таки мудрость восторжествует. В то же время мы, конечно, надеемся, что все интересы РПЦ будут соблюдены», – заявил Песков.

Присоединение Крыма и конфликт в Донбассе активизировали интерес светского Киева к автокефалии украинской церкви (президент Петр Порошенко лично обратился к патриарху Варфоломею с просьбой рассмотреть вопрос), но едва ли на позицию Константинополя напрямую повлияла позиция РПЦ по этим вопросам – обвинений по этому поводу со стороны Константинополя не звучало, да и верховные иерархи РПЦ были весьма аккуратны в своих заявлениях. Обосновывая решение отправить в Киев своих послов-экзархов, патриарх Варфоломей отметил только, что РПЦ не может должным образом разрешить украинский церковный конфликт. Свою роль сыграли и амбиции Константинополя, стремящегося расширить влияние по всему миру, считает религиовед Роман Лункин.

Активное участие государства в церковном конфликте может негативно отразиться на межгосударственных отношениях, полагает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Во многих странах Юго-Восточной Европы православная церковь играет важную роль в общественной и политической жизни, теперь поместные церкви вынуждены будут выбирать между Москвой и Константинополем, России будет труднее апеллировать в отношениях с этими странами к единству веры. Тем самым ослабляется одна из важнейших «мягких сил», с помощью которых Россия могла влиять на единоверцев в разных странах. Усугубление ситуации и дальнейшая политизация конфликта чреваты глобальным и длительным расколом внутри православия, считает Кортунов.

Выбор между большой и богатой РПЦ и влиятельнейшим Константинопольским патриархатом будет тяжелым для поместных церквей. На Украине это вызовет войну приходов (после отзыва томоса 1686 г. вопрос о подчинении или неподчинении Константинополю встанет и перед священниками Московской патриархии), в которой украинская власть будет поддерживать сторонников автокефалии, но Константинополь вряд ли встанет целиком на одну из сторон, продолжится борьба за влияние, говорит Лункин.

Действия РПЦ и резкие заявления российских официальных лиц в адрес Константинополя на руку прежде всего нынешней светской власти Украины, ходатайствовавшей перед Константинополем о предоставлении автокефалии. Отделение от Москвы для нее означает, что государственная независимость Украины от России подкреплена и духовной самостоятельностью. Обострение спора о подчинении украинской церкви выгодно Порошенко, который в отсутствие существенных политических и экономических достижений получает возможность предъявить стране важную победу над Москвой.