Статья опубликована в № 4644 от 03.09.2018 под заголовком: Церковная арифметика

Как поделить одну патриархию между двумя патриархами

Для Константинополя и Москвы автокефалия Украинской церкви – вопрос не только политики
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Давняя дискуссия о предоставлении православной церкви на Украине независимости от Москвы, похоже, приближается к развязке. В минувшие выходные глава Русской православной церкви (самой крупной автокефальной поместной православной церкви) патриарх Кирилл встретился в Стамбуле с главой Константинопольского патриархата (первым среди равных) патриархом Варфоломеем. Официальной темой встречи было разрешение межцерковных вопросов, но по факту главным вопросом стала именно возможность предоставления украинской церкви автокефалии, т. е. статуса самостоятельной, административно независимой поместной церкви, о чем Варфоломея просили Верховная рада Украины и президент Петр Порошенко.

Переговоры глав двух самых влиятельных православных церквей проходили за закрытыми дверями, их итоги не разглашались публично, но в любом случае едва ли речь идет о мгновенном решении. Сразу после встречи патриархов начался Архиерейский собор Константинопольского патриархата, где докладчики обсуждали вопросы предоставления автокефалии. Собор не уполномочен принимать такое решение, но он может рекомендовать принять его Синоду в октябре.

Вероятность предоставления автокефалии высока, считает дьякон Андрей Кураев. Вопрос в том, кто ее получит: украинская церковь разделена. На Украине – территории, которую считают своей канонической юрисдикцией и Москва, и Константинополь, – помимо Украинской православной церкви Московского патриархата есть также не признанные мировым православием Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с самопровозглашенным патриархом Филаретом (у которой много прихожан) и Украинская автокефальная православная церковь (у которой их мало). 89-летнего экс-митрополита РПЦ Филарета не любят в Москве, но и не особо жалуют в Константинополе, отмечает Кураев. Весьма вероятно воссоздание Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата, которая и получит автокефалию, хотя статус главы церкви может поначалу быть ниже патриарха, полагает Кураев. В Константинополе видят автокефалию способом объединить украинских православных, в Москве, наоборот, расколоть, и для обоих патриархов это вопрос их престижа и следа в церковной истории.

Для политически обеспокоенных иерархов РПЦ украинская автокефалия станет еще одним свидетельством, что Россию «обижают», считает политолог Алексей Макаркин: УПЦ будет выходить из орбиты влияния Москвы, чего и добивается Порошенко. Для обычных прихожан в России украинская автокефалия ничего не значит, уверен Кураев, в противном случае это язычники, в которых живут фантомные имперские, а не духовные христианские боли.

viatcheslav.maratcha
13:00 03.09.2018
В названии статьи, видимо, ошибка: никакую "патриархию" Константинополь и Москва не делят, т.к. ее на Украине еще нет. В тексте статьи сформулировано точнее: два патриарха делят "территорию, которую считают своей канонической юрисдикцией и Москва, и Константинополь". И этот вопрос вполне соответствует официальной повестке встречи патриархов: "Разрешение межцерковных вопросов". Кроме того, продолжение статьи противоречит тезису, сформулированному в ее начале: "Давняя дискуссия о предоставлении православной церкви на Украине независимости от Москвы, похоже, приближается к развязке". Ведь если верно предположение Андрея Кураева, что поначалу произойдет "воссоздание Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата", то процесс предоставления автокефалии только начинается и может тянуться десятилетиями. При этом сиюминутно каждая из сторон сможет трактовать ситуацию как свою "победу": Москва сохранит УПЦ МП, Константинополь приобретет "старую новую" митрополию, Порошенко же истолкует это как дальнейшее отделение от Украины "страны-агрессора". А за десятилетия еще неизвестно, что станет с Украиной и (не приведи Господь) с Россией.
20
Комментировать
Читать ещё
Preloader more