Эпоха Меркель и ее наследники

Политолог Станислав Климович о вызовах перехода ХДС, Германии и Евросоюза в режим «после Меркель»

Ангела Меркель не стала выдвигать свою кандидатуру на очередном съезде германского Христианско-демократического союза (ХДС), срок ее полномочий как лидера партии истекает в декабре. Так она взяла на себя всю ответственность за провальное выступление однопартийцев на последних региональных выборах в Баварии и Гессене и общее снижение поддержки избирателей. Тем не менее Меркель заявила о готовности доработать во главе правительства до следующих выборов бундестага в 2021 г. Удастся ли ей продержаться весь срок, пока не ясно: партнеры по коалиции переживают затяжной кризис доверия, а новый председатель ХДС ожидаемо проявит собственные канцлерские амбиции.

Добровольный уход Меркель с поста председателя ХДС ознаменовал завершение целой эпохи в немецкой политике. Она возглавила партию в 2000 г. после череды скандалов, связанных с незаконным финансированием деятельности ХДС, за годы в оппозиции провела кадровое и содержательное обновление партии и в 2005 г. сумела победить на досрочных парламентских выборах Герхарда Шредера, сформировав большую коалицию с его Социал-демократической партией (СДПГ). В 2013 г. ХДС Меркель почти получил абсолютное большинство в бундестаге. На выборах 2017 г. ее партия продемонстрировала худший результат с 1949 г. – менее 33%, но после первых неудачных коалиционных переговоров Меркель все же удалось сформировать новое правительство – снова большую коалицию с социал-демократами. Вне зависимости от того, когда Меркель перестанет быть канцлером (при том что сценарий распада коалиции и досрочных выборов сейчас представляется маловероятным), сегодняшние, промежуточные, итоги ее многолетнего пребывания во главе партии и правительства выглядят противоречиво. И если во внешней политике этот баланс уходит в плюс, то внутриполитическое наследие Меркель – это серия вызовов и проблем, разбираться с которыми в скором времени будет новое руководство партии и страны.

Слишком много центризма

Курс канцлера Меркель привел к масштабному смещению немецкой политики влево, в результате чего справа от ХДС возникла новая сила – правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдГ). Руководствуясь классической максимой конкуренции двух больших партий слева и справа от центра, Меркель успешно отбирала избирателей у своего главного конкурента – СДПГ, занимая центристские позиции по ключевым программным вопросам. Ценой этой победы стала потеря ХДС собственного профиля – неспециалисту программы обеих народных партий уже сложно отличить друг от друга. Консервативный лагерь внутри партии остался не у дел, и некоторые поспешили сдать свои партбилеты – среди них, например, Александер Гауланд, нынешний лидер фракции АдГ в бундестаге. На выборах 2013 г. АдГ оказалась в шаге от попадания в бундестаг, а уже в 2017 г. заняла третье место и сформировала крупнейшую оппозиционную фракцию в парламенте. По итогам последних региональных выборов в земле Гессен, после которых Меркель и заявила о планах освободить место председателя ХДС, «Альтернатива» прошла в последний земельный парламент, где она еще не была представлена. Для христианских демократов, которые были убеждены, что для них не может быть политической конкуренции справа, это стало большим ударом.

Увлекшись борьбой с одной лишь СДПГ и поставив на кон правую идеологию собственной партии, Меркель выиграла в моменте, но запустила мощный отток консервативных избирателей, вернуть которых теперь будет весьма трудно. Три из четырех коалиций Меркель создала с СДПГ, поскольку ни правоцентристский лагерь (ХДС и либеральная СвДП), ни левый (СДПГ, «Зеленые» и «Левые») не набирали необходимого большинства. Из последних 13 лет девять Германией правит расширенный политический центр (ХДС и СДПГ) без реальной возможности для избирателя сменить правительство, с усиливающимся протестным голосованием как слева, так и справа. Германия незаметно для себя превратилась в политическую Австрию, где в течение десятилетий правительство вынужденно формировали две крупнейшие партии – более левая и более правая. Чем это кончилось, хорошо известно: на последних выборах правопопулисты выступили настолько успешно, что формировать коалицию консерваторы предпочли уже с ними. Поэтому ключевой вопрос на повестке дня для немецких народных партий – обретение заново своей идентичности и четкое программное профилирование. Только в этом случае возможно возращение от противостояния широкого центра и радикалов к здоровой конкуренции равновесных прогрессивной и консервативной сил.

Политика без политиков

Помимо структурных изменений политического ландшафта страны Меркель оказала значительное влияние на изменение политического стиля, возведя осторожность в руководстве в абсолют и фактически оставив немецкую политику без настоящих политиков. Ее готовность к компромиссам стала хорошей передышкой для Германии после резкого и конфликтного канцлера Шредера. Но передышка затянулась, и за 13 лет правления Меркель произошло обесцвечивание правительства, принятие политических решений превратилось в бесконечную череду переговоров. В обеих народных партиях в самом разгаре полноценный кадровый кризис, в ХДС и СДПГ просто не осталось ярких и харизматичных политиков. Так, христианские демократы с нетерпением ожидают выборов нового председателя партии, потому что они впервые за много лет будут альтернативными. В ХДС надеются на оживленную дискуссию на съезде, поскольку в последние годы публичные дебаты о базовых установках, программе и будущем крупных партий стали редкостью. Политическая яркость в сегодняшней Германии – удел лидеров оппозиции, и они отлично научились использовать этот капитал, предлагая избирателю живую альтернативу безликим политикам из правящих партий. Важная задача ХДС и СДПГ после Меркель – найти новые лица, которые смогут вернуть интерес граждан.

Не пора ли начать тратить деньги

Рост экономики Германии при Меркель – история успеха. Однако за положительными макроэкономическими показателями скрывается и растущее ощущение несправедливости, которое приводит избирателя к голосованию за оппозицию. Структурные реформы Шредера заложили основу для нового экономического роста Германии, плоды которого пожинала уже Меркель. Жесткая фискальная политика (в том числе знаменитый «черный ноль» – отказ правительства от новых долгов) на фоне общего подъема позволила правительству несколько лет подряд сводить профицитный бюджет. Однако на излете правления Меркель у граждан возникает закономерный вопрос к правительству и канцлеру: не пора ли начать тратить деньги? Устаревшая инфраструктура, дефицит предложения на рынке жилья, нехватка социальных работников и учителей, большой сектор низких зарплат, низкие пособия социально незащищенным группам граждан – на фоне отчетов о новых бюджетных рекордах неготовность правительства инвестировать в решение этих проблем вызывает разочарование среди обычных немцев. Особенно эти тенденции сильны на востоке страны, где правые и левые популисты получают наибольшую поддержку.

Канцлер Европы

Наибольших успехов Меркель удалось достичь на международной арене. Многолетний экономический рост и стабильность политической системы сделали Германию главной силой в Европейском союзе, а ее канцлера – неформальным лидером Европы. На фоне роста нестабильности во Франции, Brexit и последних выборов в США именно Меркель стала выполнять функции лидера свободного мира, по крайней мере в европейской его части. Она координировала общеевропейские решения времен мирового финансового кризиса, она же продавливала ключевые решения по политике экономии и выделению поддержки странам Южной Европы. В конечном счете сохранение общей валюты – заслуга канцлера Германии. Меркель была и остается опорой жесткого ответа ЕС на действия России в отношении Украины, и это при принципиальных различиях в подходах разных стран – членов Евросоюза. Наконец, именно Меркель в разгар миграционного кризиса 2015 г . открыла границы страны и согласилась принять большую часть беженцев на территории Германии. Учитывая то, сколько раз за последние годы аналитики предрекали Европейскому союзу гибель под тяжестью обозначенных выше проблем, само существование ЕС в том формате и в том составе, в котором мы его видим сегодня, – большая победа Ангелы Меркель. Основной вопрос в свете ее приближающегося ухода – найдется ли в Европе человек, который сможет перенять эстафету.

Хрупкий баланс

Зачастую слишком осторожная во внутренних делах, Меркель оказалась на редкость решительной в делах внешних. Международный кризис-менеджмент она совмещала с избеганием конфликтов и в некоторой степени игнорированием проблем внутри страны. Она оказалась готова на масштабные непопулярные меры ради спасения единства Европы в ее понимании. Она же взвалила на Германию ответственность, к которой граждане страны были не подготовлены, что они и показали на избирательных участках. В итоге правление Меркель привело к переформатированию партийно-политической системы Германии: появлению сильных правых популистов и закату народных партий.

В новых условиях критическое значение имеет то, как собственная партия канцлера сумеет переключиться в режим «после Меркель», какой профиль она выберет, сумеет ли вернуть доверие избирателей. И не закончит ли она, как СДПГ, которая так и не смогла оправиться после Шредера и сегодня, по опросам, опустилась до уровня поддержки в 13%. Лучше всего о правлении Меркель будет судить не по ее делам, а по тому, сколько другим придется делать после ее ухода из политики.-

Автор — научный сотрудник Свободного университета Берлина