Как собрать 26 млн рублей за 4 дня

Помощь активистам, независимым СМИ и НКО – это своего рода самообложение совести

Успешный – и стремительный – сбор средств на выплату штрафа журналу The New Times показал высокий уровень солидарности граждан, для которых борьба с несправедливостью государства оказывается важнее политических и личных расхождений с пострадавшими от власти. Содействие конкретным людям и организациям в современной России стало добровольным налогом для многих россиян, их личным вкладом в борьбу с произволом бюрократии.

Сетевой журнал The New Times всего за четыре дня собрал 26,8 млн руб. пожертвований, что существенно превысило размер штрафа (22,25 млн), наложенного на издание судом в конце октября за несвоевременное информирование Роскомнадзора об иностранном финансировании. Собранная сумма стала рекордной и по размеру, и по скорости сбора – решение суда еще даже не вступило в силу (рассмотрение апелляции назначено на 20 ноября). Предприниматель и меценат Борис Зимин, сын основателя фонда «Династия» Дмитрия Зимина, назвал собранные деньги «отступными бандиту, который даже еще не приставил ножа к горлу».

20 000 жертвователей, крупных и мелких, не побоявшихся назвать свои имена, – это больше числа подписчиков журнала. Желание продлить работу оппозиционного издания наложилось на стремление досадить власти: возмущенные буквально проголосовали рублем.

Успех кампании может, конечно, обернуться новыми большими поборами с активистов, оппозиционных СМИ и НКО. Но сам факт успеха политического краудфандинга вслед за благотворительным уже обнадеживает, ведь история журнала, которому, если проводить аналогии с благотворительностью, потребовались деньги на срочную операцию, важная, но не единственная. Расследующая случаи коррупции «Трансперенси интернешнл – Россия» недавно за восемь дней собрала 1 млн руб. на выплату компенсации по решению суда ректору Горного университета Владимиру Литвиненко. Деньги удается собрать не только на срочные выплаты, но и для постоянной работы Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, «Руси сидящей», «Медиазоны» и др.

Жертвователи не всегда согласны с теми, кому они помогают, но желание справедливости и солидарность с теми, кого преследует государство, оказывается сильнее разногласий. Это своего рода самообложение совести, продолжение советской еще традиции поддержки диссидентов вроде неформального фонда помощи (в частности, Александру Галичу), созданного физиками РАН в конце 1960-х – начале 1970-х гг.