Почему всенародное голосование не обходится без Путина

Пышные выборы имен для аэропортов в России в отсутствие возможности влиять на действительно важные вопросы кажутся насмешкой

Всероссийское голосование за новые имена для 47 российских аэропортов финишировало, но процесс не завершен: окончательный выбор сделает президент. Это яркая метафора современной российской демократии: иллюзия выбора для граждан, но реальный выбор за первыми лицами, которые считают необходимым утверждать даже второстепенные решения.

Во вторник сайт «Великиеимена.рф» опубликовал результаты голосования за новые имена для аэропортов – ученых, государственных деятелей, военачальников и представителей культуры (для определения имен пяти аэропортов понадобится второй тур). Для московского «Шереметьево» выбрано имя Александра Пушкина, для «Домодедово» – Михаила Ломоносова, для новосибирского «Толмачево» – Александра Покрышкина, а для магаданского «Сокола» – Владимира Высоцкого.

В идее назвать аэропорты именами великих нет ничего предосудительного – достаточно вспомнить парижский «Шарль де Голль», нью-йоркский «Джон Ф. Кеннеди», римский «Леонардо да Винчи». Но в России пышные выборы имен для аэропортов в отсутствие возможности для общества влиять на куда более важные вопросы кажутся ехидной насмешкой, игрой в демократию.

По логике вещей название должны дать местные жители или регулярные пассажиры. Но это противоречит привычке властей контролировать инициативы снизу и влиять на все социально-политические процессы. Это проявлялось, например, на недавних выборах губернаторов, где жителям навязывали тщательно отобранных наверху кандидатов и препятствовали выдвижению самостоятельных игроков. Впрочем, и при выборе имен для аэропортов голосующим был предложен готовый список кандидатов, заранее отобранных местными общественными палатами – органами, которые обычно лишь имитируют обсуждение значимых вопросов (в результате в шорт-листы не попали некоторые популярные народные кандидаты: музыкант Егор Летов в Омске, поэт Илья Кормильцев в Екатеринбурге). Но возможность даже такого выбора показалась некоторым начальникам чрезмерной. Ролик в YouTube, где адмирал в Калининграде «рекомендует» подчиненным голосовать за маршала Александра Василевского против философа Иммануила Канта, вероятно, лишь небольшая видимая часть административного давления с целью добиться нужного результата даже в имитационных выборах (победила, впрочем, в Калининграде императрица Елизавета Петровна). Мобилизация впечатляет: в Горно-Алтайске за Николая Рериха и Григория Чорос-Гуркина проголосовали в сумме 210 180 человек – больше, чем за «Шереметьево». При этом в Горно-Алтайске всего 63 000 жителей, а во всей Республике Алтай – чуть больше 218 000: получается, что в выборах участвовало больше 90% населения.

Но даже в таком вопросе устроители выборов не смогли обойтись без Владимира Путина. Окончательно утверждать названия будет именно он. Подписаться ли ему под выбором россиян или же взять на себя, как обычно, ответственность за все, что происходит в стране? А тут не без сложностей: например, президент не раз говорил, что Кант – достояние России. Но ведь и демократия, даже в нынешнем декоративном виде, тоже.

Какие имена могут получить российские аэропорты