Почему Олимпийскому комитету России не нравятся олимпийские чемпионы на территории страны

Верховный суд должен принять непростое политическое решение

Давняя дискуссия о приоритете российского национального права перед международным получила неожиданное продолжение – по спортивной линии. Олимпийский комитет России (ОКР) оспорил в Верховном суде решение Мосгорсуда, который 21 ноября разрешил бобслеисту Александру Зубкову, лишенному двух золотых медалей Сочи из-за допинга, считаться олимпийским чемпионом на территории Российской Федерации. Теперь Верховному суду предстоит сделать выбор между абсурдистским, но греющим душу решением на основе национального права и верховенством международного права в олимпийском спорте, которое Россия обязалась соблюдать.

Свои действия ОКР объяснил просьбой Международного олимпийского комитета помочь исполнению в России решения Спортивного арбитражного суда (CAS) от 23 апреля 2018 г. по апелляциям 39 российских спортсменов, лишенных МОКом медалей Олимпиады в Сочи и дисквалифицированных пожизненно за нарушение антидопинговых правил. Суд в Лозанне полностью оправдал 28 российских спортсменов, еще 11 признал виновными, но отменил пожизненную дисквалификацию, разрешив им выступать после Олимпиады в Пхенчхане, – одним из них был Зубков. С решением CAS он не согласился и как частное лицо (но при этом глава Федерации бобслея России с 2016 г.) подал иск в Мосгорсуд. Судья Ильнар Басыров не отменил решение CAS – у него на это нет права, – но постановил, что на территории России оно просто не действует, а значит, Зубков может оставить себе две золотые олимпийские медали и получать за них пожизненную президентскую стипендию.

Мосгорсуд в данном случае превысил свои полномочия, вклинившись в юрисдикцию спортивного арбитража, считает спортивный адвокат и доцент Высшей школы экономики Александр Чеботарев. В 2006 г. Россия подписала международную конвенцию о борьбе с допингом, включающую пункт о том, что все решения по таким делам принимает CAS. По словам Чеботарева, следившего за процессом, решение Мосгорсуда было основано на доводе атлета, что ему не было нужды использовать допинг на Олимпиаде: Зубков – рулевой, ему не нужно разгонять боб. Едва ли Мосгорсуд рассчитывал, что в дело вмешается ОКР, но комитет должен был сделать это согласно своему уставу, в котором он берет на себя обязательства следовать Олимпийской хартии МОК. Если выяснится, что положения хартии в России не исполняются, то российскую сборную могут отстранить от участия в Олимпиаде 2020 г. в Токио, разъяснил ОКР в официальном заявлении, опубликованном на сайте комитета.

Возникают и другие коллизии. Если решение CAS не действует в России применительно к Зубкову, то почему оно должно действовать применительно к оправданным CAS российским олимпийцам? И могут ли те спортсмены, которых CAS не оправдал, последовать в суд за медалью, как Зубков, – ведь МОК в этом случае, скорее всего, просто запретит им выступать? У самого Зубкова проблем не будет, он спортивную карьеру закончил, но они могут возникнуть у возглавляемой им Федерации бобслея России и представляющих ее спортсменов, считает Чеботарев. Перед Верховным судом встает непростой выбор: или суверенные чемпионы в пределах Российской Федерации, или стратегические планы развития спорта на международном уровне. ОКР хватило смелости его сделать.