Чем полезно падение рейтингов Владимира Путина

Попытка вернуть доверие граждан может обернуться попытками улучшить что-то в их жизни – но есть варианты и попроще

2019 год начался для российской власти с плохой новости: народ ее по-прежнему не любит. Более того, как уверяют социологи, в январе 2019 г. он не любит ее даже сильнее, чем в декабре 2018-го, хотя сильнее после летне-осеннего обвала рейтингов, казалось бы, уже некуда. И эта нелюбовь затрагивает не только правительство или правящую партию, которым не впервой вызывать на себя огонь недовольства граждан, но и самого Владимира Путина, который, как гарант Конституции и «наше все», привык, особенно в четыре посткрымских года, не то что к всенародной любви, а почти к полному (ну, по крайней мере на пресловутые 86%) обожанию.

Можно, конечно, попробовать объяснить падение рейтинга доверия к Путину на три с лишним процентных пункта (по данным ВЦИОМа, с 36,5 до 33,4%) тем, что россияне на редкость ударно провели новогодние праздники и просто не смогли в нужный момент вспомнить фамилию любимого президента. Ведь этот вопрос был открытым – то есть социологи спрашивали, кому из политиков доверяют респонденты, а те сами называли пришедшие на ум фамилии.

Но более правдоподобно все же выглядит версия, что прошлогодний тренд на снижение доверия к власти в целом продолжится и в году наступившем. Да, еще в конце осени многим казалось, что сокрушительный эффект от июньского повышения пенсионного возраста выветрился и рейтинги власти худо-бедно стабилизировались. Но после Нового года граждане пришли в магазины, посмотрели на ценники, поменявшиеся в результате повышения НДС и цен на бензин, – и обнаружили, что любить власть им по-прежнему не за что.

Вообще, благодаря повышению пенсионного возраста россияне в прошлом году уже узнали о себе много нового. Выяснилось, например, что им нравится далеко не все, что одобряет Путин, а кое-какие из решений, за которые он ратует, граждане и вовсе считают антинародными. Что если президент поддержал не очень популярного в народе губернатора, то победа на ближайших выборах его кандидату вовсе не гарантирована. И что наши люди, как и жители других стран, оказывается, тоже способны судить о работе политиков не по красоте их речей, а по тому, что эти политики делают и как это отражается на кошельках обычных граждан.

Ну а теперь подоспело еще одно новое знание: россияне, прямо как американцы, немцы или французы, тоже могут возлагать вину за свои повседневные трудности не только на рядовых исполнителей, но и на самого главного начальника. А это значит, что удобная для Кремля и исправно работавшая много лет схема с хорошим царем, неустанно думающим о благе народа, и плохими боярами, строящими за спиной царя этому народу всяческие козни, постепенно сменяется более реалистичным восприятием жизни, где глава государства действительно отвечает за все – как хорошее, так и плохое.

С одной стороны, такой новый взгляд на российские реалии может принести нашим гражданам весьма ощутимую пользу – если власти, чтобы вернуть доверие, начнут что-то реально улучшать в жизни простых людей и уделять больше внимания их нуждам, а не мегапроектам во славу государства. С другой стороны, это, конечно, не единственный, да и не самый простой вариант решения проблемы, особенно на фоне экономических трудностей и грядущей «проблемы-2024». Можно ведь просто закрутить гайки, объявить самых недовольных смутьянами, а по остальным нанести пропагандистский залп из всех телевизионных стволов. И хотя могущество госпропаганды в 2018 г. тоже оказалось под сомнением, нынешнее прозрение россиян пока нельзя считать необратимым.