Слияние «Красного и белого» как провокация

Появление на рынке нового торгового гиганта вынуждает «Ленту» тоже думать о слиянии с конкурентами
Андрей Гордеев / Ведомости

Сеть алкогольных магазинов «Красное и белое» с конца прошлого года стала в новостях одним из самых заметных ритейлеров. За неделю до Нового года на склады и в челябинский офис пришли с обысками сотрудники ФНС, Росалкогольрегулирования, ФСБ и ОМОНа. В пиковый предпраздничный сезон работа одного из самых популярных продавцов недорогого алкоголя оказалась парализована. А пользователи соцсетей активно строили конспирологические теории: начиная от того, кто из конкурентов заказал их любимого ритейлера, и заканчивая гипотезами, не решило ли государство взять под свой контроль одного из крупнейших продавцов «социально значимого» продукта.

Меньше чем через месяц владелец «Красного и белого» Сергей Студенников и бенефициары магазинов «Дикси» и «Бристоль» Игорь Кесаев и Сергей Кациев объявили, что объединяют эти активы. В новой компании у Кесаева и Кациева будет 51%, у Студенникова – 49%.

«Дикси» давно пытается закрепиться в «большой лиге» российского ритейла. Но интеграция в группу «Дикси» супермаркетов «Виктория», купленных в 2011 г. за 25,6 млрд руб., оказалась непростой. На фоне ужесточения конкуренции, перестановок в руководстве и попыток найти новую стратегию компания теряла долю рынка. Пару лет назад по обороту ее обогнала активно растущая сеть гипермаркетов «Лента». А в 2018 г., по оценке «Infoline-аналитики», «Дикси» по выручке уступила и «Красному и белому»: 301 млрд руб. у челябинской компании против 296,6 млрд у «Дикси».

К «Красному и белому» же крупные ритейлеры долгое время относились с небольшой долей снобизма: структура собственности, мол, подозрительно запутана, цены на алкоголь подозрительно низки, формат магазинов, где около 80% товаров – алкоголь, непривычен.

Теперь же не замечать «Красное и белое» будет сложнее. Если слияние с «Дикси» и «Бристолем» состоится, в стране появится третья по выручке розничная компания с оборотом почти 700 млрд руб., уступающая только X5 и «Магниту». А по продажам алкоголя она будет если не крупнейшей, то точно одним из лидеров.

Двум крупнейшим ритейлерам с выручкой под 1,5 трлн руб. у каждого новый игрок хоть и составит заметную конкуренцию, но вряд ли подорвет их позиции. А вот остальным, и прежде всего оттесненной с третьего места «Ленте», придется сложнее. У ее поставщиков появится более крупный клиент с активно растущим благодаря «Красному и белому» бизнесом, а значит, «Ленте» будет сложнее договориться о более выгодных ценах. К магазинам у дома «Дикси» может добавиться сильный ассортимент алкомаркетов, что сделает их привлекательнее для покупателей, которые в последние годы все реже выбирают поездки в гипермаркеты.

«Ленте», особенно после ухода в декабре ее гендиректора Яна Дюннинга в «Магнит», придется определиться со стратегией в новых условиях. Но, по сути, у компании не так много вариантов, чтобы на равных продолжать соперничество с лидерами, и один из них – слияние с конкурентом.