Почему краже работы Куинджи не стоит удивляться

Легкость, с которой из Третьяковки унесли картину, – это символ неэффективности не только музейной охраны

В новостях чиновник Минкульта в названии «Ай-Петри» делал ударение на «и». Речь шла о случившейся в воскресенье краже с выставки, проходящей в Третьяковке, картины Архипа Куинджи. Странная история с ее исчезновением и быстрым обнаружением как будто указывала на акционистов. Вопрос «Чей Крым?» в контексте сюжета работы обрел новую актуальность, украли в день рождения Куинджи. Но группа «Война» оказалась ни при чем.

День рождения художника удачно совпал с днем рождения генерала Золотова. Генерал командует Росгвардией, бойцы которой охраняют Третьяковскую галерею. В прошлом году так охраняли, что не уследили за картиной Репина, которую испортил вандал, теперь доохранялись до кражи. На видео с камеры наблюдения молодой человек подошел к стене, снял картину, вытащил из рамы и вынес вон, как в кино. Вынес из здания, где те самые бойцы.

Если вы не видели охрану Рейксмузеума, как попадете в Амстердам, обратите внимание: она никогда не вступает в контакт с посетителями. Она только бдит.

А в том, что картина не была подключена к сигнализации, как раз нет нарушений. На временной выставке развеска согласовывается с собственником, и, если Русский музей, владелец «Ай-Петри», не требовал подведения сигнализации к каждой работе, музей в своем праве. Достаточно того, что перевозка картин на такую выставку обходится в сотни тысяч в твердой валюте и на это музею всегда приходится искать спонсора – государство за такие вещи не платит. Если будет еще дороже, есть шанс остаться без выставок совсем.

Известно, что Инженерный корпус не строился для экспонирования – залы плохо просматриваются, а народ жаждет селфиться вплотную к «Лунной ночи». Все это не радует, к тому же публики через край – кстати, почему? Смотрительница, конечно, недоглядела, но на главный вопрос, как картину вынесли из музея, ответа нет. Говорят, увезли на белом Mercedes – это камеры засекли. Но вы пробовали подъехать к Инженерному корпусу Третьяковки? Случайный автомобиль на пушечный выстрел не подпустят.

А полицию вызвали не из-за картины, а из-за украденной шубы. Кстати, не только Куинджи с шубой недавно украли. Еще икону XVI в. из Государственного исторического музея (ГИМ). Иконы просто недосчитались, но об этой новости писали вскользь или не писали вовсе, потому что где в сегодняшнем информационном поле Третьяковка – и где ГИМ. Кто много делает, тот и на слуху. Помню, как в нулевые годы сотрудница одного из отделов ГИМа, сидевших тогда в Крутицком подворье, умоляла выкинуть упоминание об их адресе из текста, потому что «вы знаете, охраны у нас никакой». С тех пор ГИМу отдали бывший Музей Ленина, но икону-то сейчас не нашли.

По степени абсурдности одна новость другой стоит, и понятно, что это не отдельные, не связанные друг с другом сюжеты, а части единой истории – да, про преступников, но и про всеобщую разруху, которая сначала в головах, а далее везде. Проявления глобальной системной ошибки, совершенной даже не на уровне музеев и Минкульта. Это касается вообще всего в стране, в которой ничто, кажется, не функционирует как надо. Изношенные колесики крутятся из последних сил, и в любой момент ненадежная конструкция может рвануть. Эта тотальная деградация и неэффективность всего ожесточает и лишает надежды.

Помните, как во время мундиаля на поле выскочили Pussy Riot? Охраны больше, чем зрителей, смотрят во все глаза. «Эти глаза не продадут». Украсть что-то из Третьяковки – такой же абсурд, как влезть в финал чемпионата. Только это уже диагноз, а не симптом.