Когда искусство становится жертвой политики

Мотивы вандала, испортившего картину Репина в Третьяковке, созвучны тому, о чем открыто говорят политики

Нападение вандала на классическое полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в гротескной, но доступной форме показывает, куда ведет агрессивная политизированная спекуляция на отечественной истории. В минувшую пятницу посетитель Третьяковской галереи Игорь Подпорин ударил столбиком ограждения по защитному стеклу вокруг картины, которое, разбившись, повредило полотно: как сообщается на сайте галереи, холст порван в трех местах, пострадала рама авторской работы. В полиции Подпорин заявил, что перед преступлением выпил водки в буфете галереи, а картину повредил «из-за недостоверности изображенных на полотне исторических фактов» (цитата по ТАСС).

Возбуждено дело по ст. 243 УК РФ «Умышленное повреждение памятников истории и культуры». Степень вины вандала и сотрудников Третьяковки (по некоторым данным, стекло не было защищено специальной антивандальной пленкой) предстоит установить. Нападения на произведения искусства случаются регулярно, предотвратить их все едва ли возможно, ведь закрывать каждую картину или скульптуру особым высокопрочным стеклом очень дорого.

Однако слова вандала об исторической недостоверности картины означают, что моральную ответственность за произошедшее несут и те представители элиты, кто, пользуясь своим положением, способствует распространению «альтернативной истории» в версии, отражающей текущий политический момент, – и Иван Грозный, которого уже реабилитировал Сталин (он считал его «великим и мудрым правителем», образцом для подражания), сейчас снова востребован.

Как картины становились жертвами политики

13 января 1913 г. в Третьяковской галерее Абрам Балашов с криком «Довольно крови! Долой кровь!» порезал картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.». Балашова признали душевнобольным.

В феврале 1914 г. в Лондонской национальной галерее суфражистка Мэри Ричардсон порезала в нескольких местах картину Веласкеса «Венера с зеркалом». Ричардсон приговорили к 6 месяцам тюрьмы.

15 июня 1985 г. в Государственном Эрмитаже Бронюс Майгис облил картину Рембрандта «Даная» серной кислотой и дважды ударил картину ножом, позднее объяснив свой поступок политическими мотивами. Майгис был направлен на принудительное лечение.

13 июня 2012 г. в музее американского Хьюстона Menil Collection Уриэль Ландерос оставил на картине Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле» трафаретную надпись Conquista («Завоевание»), нарисовав рядом матадора, убивающего быка. Позднее мужчина заявил, что это был «акт политического неповиновения». В мае 2013 г. Ландероса осудили на два года лишения свободы.
Сайт Третьяковской галереи, tass ru, ria.ru

Так, по версии министра культуры Владимира Мединского, западные авторы преувеличивали жестокость Ивана IV в ходе «гибридной войны» и едва ли он мог убить сына, так как был стар и немощен (это в 51 год!).

Один из инициаторов установки нового памятника Грозному, экс-губернатор Орловской области Вадим Потомский, в июле 2016 г. заявил, что сын Ивана Грозного не был убит, а умер своей смертью по дороге в Петербург (который был основан больше чем через 100 лет после гибели сына Грозного).

То, что выглядит как проявление невежества или спекуляция, – часть масштабного тренда по дискредитации исторической науки и историков, позволяющих себе возражать политизированным трактовкам прошлого. А безнаказанность других вандалов, атакующих выставки и кинофестивали, создает ощущение вседозволенности у политически чутких хулиганов: если кому-то позволено облить мочой «неправильную» фотографию, другие «могут повторить» это с произведением классика.