Игра в пластиковые карты

Кто выиграет от борьбы ритейлеров за снижение ставок за прием карт

Владимир Путин наконец услышал многолетние жалобы бизнеса на высокую стоимость приема карт: выступая на форуме «Деловой России», президент согласился, что торговцы платят слишком много, и поручил проработать этот вопрос. Накануне ФАС заявила, что профильные ведомства сочли нецелесообразным регулирование стоимости приема карт, а платежная индустрия выдохнула: вроде и на этот раз пронесло.

Для покупателя оплата картой выглядит проще простого, тогда как экономическая составляющая (на технологической останавливаться не будем) этой привычной для россиян операции куда сложнее. Помимо торговой точки и покупателя в процессе участвуют платежная система и два банка: обслуживающий торговую точку (эквайер) и чьей картой расплатились (эмитент).

В среднем бизнес платит 1,5–2,5% от оборота за прием карт. Большую часть (1,6–1,8% от суммы транзакции) получает банк – эмитент карты, сколько – зависит от правил платежной системы, их собственный доход с операции – примерно 0,3%. Для банка, обслуживающего торговца, бизнес по приему карт зачастую убыточен: вознаграждение эмитентов растет, а для торговых точек тарифы так быстро не повысишь – они и теми, что есть, недовольны. Банки могут терять на приеме платежей до 0,9%, но все равно идут в этот бизнес – он дополняет расчетно-кассовое обслуживание, кредитование и другие услуги.

Комиссии, которые получают эмитенты, наоборот, растут: они выпускают все больше премиальных карт – по ним вознаграждение выше, оно может превышать 2%. За счет высокого вознаграждения эмитенты могут снижать стоимость обслуживания карт, а также развивать программы лояльности: часть своих доходов они возвращают потребителям в виде бонусов и кэшбэков. Программы лояльности, хором говорят эмитенты и платежные системы, – то, что увеличивает безналичный оборот, в росте которого так заинтересовано государство, ведь это помогает бороться с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов.

Платежные системы отмечают, что, устанавливая комиссии, они ищут баланс между интересами банка-эквайера и эмитента. Как – видно на примере российской системы «Мир». Зная, что бизнес недоволен стоимостью приема карт, она придумала специальный начальный уровень карт, по которому эмитенты получают 0,3%, но не более 3 руб. от суммы операции. А чтобы эмитенты не выпускали карты покруче, «Мир» установил критерии: по классическим картам клиент за месяц должен потратить не менее 10 000 руб., по премиальным – 15 000 руб. Те, кто не выполняет минимум, принудительно переводятся на более низкое вознаграждение.

Молодой национальной системе нужно было сделать прием своих карт выгодным для бизнеса. Тогда постучали с другой стороны – банки не хотели выпускать эти карты. О «неясной экономике продукта» говорил предправления розничной «дочки» ВТБ Михаил Задорнов, не спешил эмитировать «Мир» Сбербанк.

История с «Миром» показала, что эмитент там правит бал: «Мир» снял ограничение по оборотам. А проблему приема карт решили иначе: принимать «национальный платежный инструмент» большинство торговцев обязал закон.

Крупному ритейлеру прием карт стоит миллиарды. Эти комиссии ­– третья статья расходов ритейла после зарплаты и аренды, по данным отраслевой ассоциации. Можно вложить эти деньги во что-то более полезное: построить магазин или увеличить рентабельность, снизить цены, наконец, – это сейчас обещают многие. Но даже если ритейлеры сдержат слово (а однажды они обвели вокруг пальца министра финансов Алексея Кудрина), заметит ли потребитель снижение цен, скажем, на 1%?

Даже те, кто поддерживает банкиров, склоняются к тому, что комиссию эмитента нужно снижать. Это позволит принимать карты тем, кому это сейчас не по карману. Кэшбэки и бонусы, конечно, полезны, но пользуются ими те, кто и так платит картами.

Снижение ставок просто перераспределит доходы между банками и ритейлерами. Даже профильный Минпромторг, которому «чем ниже издержки у бизнеса, тем лучше», не уверен, что от регулирования будет толк, признает его представитель. «Будут ли отрегулированные ставки более оправданными и выгодными для потребителей и торговли, в том числе малого и среднего бизнеса, мы пока что не готовы сказать однозначно. Ведь банки и платежные системы наверняка переложат недополученные доходы в стоимость других продуктов».