Статья опубликована в № 4750 от 08.02.2019 под заголовком: Вещь недели Пластиковая карта

Игра в пластиковые карты

Кто выиграет от борьбы ритейлеров за снижение ставок за прием карт
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Владимир Путин наконец услышал многолетние жалобы бизнеса на высокую стоимость приема карт: выступая на форуме «Деловой России», президент согласился, что торговцы платят слишком много, и поручил проработать этот вопрос. Накануне ФАС заявила, что профильные ведомства сочли нецелесообразным регулирование стоимости приема карт, а платежная индустрия выдохнула: вроде и на этот раз пронесло.

Для покупателя оплата картой выглядит проще простого, тогда как экономическая составляющая (на технологической останавливаться не будем) этой привычной для россиян операции куда сложнее. Помимо торговой точки и покупателя в процессе участвуют платежная система и два банка: обслуживающий торговую точку (эквайер) и чьей картой расплатились (эмитент).

В среднем бизнес платит 1,5–2,5% от оборота за прием карт. Большую часть (1,6–1,8% от суммы транзакции) получает банк – эмитент карты, сколько – зависит от правил платежной системы, их собственный доход с операции – примерно 0,3%. Для банка, обслуживающего торговца, бизнес по приему карт зачастую убыточен: вознаграждение эмитентов растет, а для торговых точек тарифы так быстро не повысишь – они и теми, что есть, недовольны. Банки могут терять на приеме платежей до 0,9%, но все равно идут в этот бизнес – он дополняет расчетно-кассовое обслуживание, кредитование и другие услуги.

Комиссии, которые получают эмитенты, наоборот, растут: они выпускают все больше премиальных карт – по ним вознаграждение выше, оно может превышать 2%. За счет высокого вознаграждения эмитенты могут снижать стоимость обслуживания карт, а также развивать программы лояльности: часть своих доходов они возвращают потребителям в виде бонусов и кэшбэков. Программы лояльности, хором говорят эмитенты и платежные системы, – то, что увеличивает безналичный оборот, в росте которого так заинтересовано государство, ведь это помогает бороться с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов.

Платежные системы отмечают, что, устанавливая комиссии, они ищут баланс между интересами банка-эквайера и эмитента. Как – видно на примере российской системы «Мир». Зная, что бизнес недоволен стоимостью приема карт, она придумала специальный начальный уровень карт, по которому эмитенты получают 0,3%, но не более 3 руб. от суммы операции. А чтобы эмитенты не выпускали карты покруче, «Мир» установил критерии: по классическим картам клиент за месяц должен потратить не менее 10 000 руб., по премиальным – 15 000 руб. Те, кто не выполняет минимум, принудительно переводятся на более низкое вознаграждение.

Молодой национальной системе нужно было сделать прием своих карт выгодным для бизнеса. Тогда постучали с другой стороны – банки не хотели выпускать эти карты. О «неясной экономике продукта» говорил предправления розничной «дочки» ВТБ Михаил Задорнов, не спешил эмитировать «Мир» Сбербанк.

История с «Миром» показала, что эмитент там правит бал: «Мир» снял ограничение по оборотам. А проблему приема карт решили иначе: принимать «национальный платежный инструмент» большинство торговцев обязал закон.

Крупному ритейлеру прием карт стоит миллиарды. Эти комиссии ­– третья статья расходов ритейла после зарплаты и аренды, по данным отраслевой ассоциации. Можно вложить эти деньги во что-то более полезное: построить магазин или увеличить рентабельность, снизить цены, наконец, – это сейчас обещают многие. Но даже если ритейлеры сдержат слово (а однажды они обвели вокруг пальца министра финансов Алексея Кудрина), заметит ли потребитель снижение цен, скажем, на 1%?

Даже те, кто поддерживает банкиров, склоняются к тому, что комиссию эмитента нужно снижать. Это позволит принимать карты тем, кому это сейчас не по карману. Кэшбэки и бонусы, конечно, полезны, но пользуются ими те, кто и так платит картами.

Снижение ставок просто перераспределит доходы между банками и ритейлерами. Даже профильный Минпромторг, которому «чем ниже издержки у бизнеса, тем лучше», не уверен, что от регулирования будет толк, признает его представитель. «Будут ли отрегулированные ставки более оправданными и выгодными для потребителей и торговли, в том числе малого и среднего бизнеса, мы пока что не готовы сказать однозначно. Ведь банки и платежные системы наверняка переложат недополученные доходы в стоимость других продуктов».

Читать ещё
Preloader more