Статья опубликована в № 4752 от 12.02.2019 под заголовком: Реабилитация ларьков

Реабилитация ларьков

Возвращение мелких форматов уличной торговли, полагает Минпромторг, снизит давление сетевого ритейла

Минпромторг планирует вернуть на улицы российских городов палатки и ларьки – но в новом, цивилизованном обличье. Это выглядит как смена идеологии: еще несколько лет назад ларьки и палатки воспринимались как пережиток прошлого, подспорье теневой экономики, которые должны уступить свое место цивилизованной сетевой торговле. Теперь возвращение ларьков поможет производителям диверсифицировать каналы сбыта и снизить давление со стороны крупного ритейла.

Малые форматы торговли – киоски, ларьки, палатки – стали символом 1990-х, прихода рынка в Россию, зарождения предпринимательской инициативы. Спустя четверть века они же стали символом прошлого: в 2016 г. тогдашний руководитель администрации президента Сергей Иванов назвал ларьки «гадюшниками», «рассадниками криминала и антисанитарии». Борьба с «гадюшниками» шла сразу по нескольким направлениям: ограничением на продажу востребованных у покупателей ларьков товаров (алкоголь), мест их размещения и их количества, формата самих магазинчиков и проч. В Москве палатки были побеждены в 2015–2016 г., после «ночей длинных ковшей» под предлогом проблем с документами на землю и здания у собственников. Роль «магазина у дома» в крупных городах перешла к сетевым магазинам.

Теперь же малая нестационарная розница, похоже, снова реабилитирована. Как заявил в интервью «Российской газете» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, малая нестационарная розница, в принципе, важнейший формат торговли, он «существует везде», надо его развивать и в России, защищая права предпринимателей в этой сфере, чему должны по замыслу замминистра способствовать инициированные министерством поправки в закон о нестационарной и мобильной торговле. Теперь киоски, в представлении Минпромторга, работают на реализацию идеи импортозамещения, снижают социальную напряженность и расширяют налоговую базу для бюджета: такие форматы будут востребованы у производителей, которым не всегда легко попасть на прилавки торговых сетей. Наконец, малая нетрадиционная розница дополнительно создаст до 250 000 рабочих мест. Ларьки и торговые сети, бурно развивавшиеся в последние годы, не будут конкурентами, полагает Евтухов, покупатель найдется и у тех и у других.

Реабилитация ларьков и киосков – следствие того, что развитие торговых сетей достигло определенного уровня. Минпромторг традиционно делает упор на диверсификацию каналов продаж, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: если разрешить производителям как можно шире использовать разные каналы продаж – автолавки, рынки, ярмарки, то это позволит снизить давление на производителя со стороны крупного ритейла. О числе дополнительных рабочих мест после реабилитации палаток можно поспорить, но какое-то количество людей может выйти из неформальной занятости, согласен замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников: во всяком случае, любая инициатива, расширяющая свободу деятельности людей, хороша, главное, чтобы у людей была возможность выбора экономической деятельности.

Zhabua
09:13 12.02.2019
Центр города живет в ценовом гетто. Средний класс, проживающий в пределах ТТК, еще 10 лет назад повадился на выходных кататься за жратвой на авто на городские окраины в разные ашаны и метро. А теперь уже переключился на продрынки а ля "привет из 90-х". Сам я 80% еды (хлеб, мясо, рыба, морепродукты, птица, фрукты, овощи, мясо- и молокопродукты, сыры, упакованные софт-дринки, чай, кофе) беру либо на Дорогомиловском, либо на рынке "Теплый Стан". Экономия от 40 до 300%. (К примеру, зимняя клубника на Теплом стане стоит 200-250 руб. за кг, на рынках ЦАО - 800-1200, а сетях - 1700-2200; мелкий вкусный зимний огурец на окраине продается по 100-150 руб., а в сетях Центра - по 350-400; парная говядина без костей на Дорогомиловском и на Теплом Стане идет по 400 руб., парной говяжий язык - по 500-650, а в сетях ЦАО такие вещи если и сыщешь, то разве что в "Глобус-Гурме".) Но и времени на эти покатушки за хавчиком тратится маманегорюй. Почему хотя бы осенью-зимой все это нельзя продавать по всему городу на малых мобильных площадках, на ярмарках, управляемых государственными АО и по вменяемым ценам, выкинув из цепочки паразитарные "торговые диаспоры", - вопрос риторический.
41
Комментировать
Читать ещё
Preloader more