Балансировка региональных бюджетов вручную

Сокращение числа регионов с дефицитными бюджетами достигнуто в том числе за счет роста трансфертов из центра

Повышение сбалансированности региональных бюджетов и снижение долговой нагрузки на них было достигнуто за счет увеличения трансфертов из центра, в том числе распределяемых по непрозрачным принципам. Дотации регионам выросли в конце 2018 г., после ярко проявившегося на региональных выборах недовольства социально-экономической политикой.

Эксперты Высшей школы экономики проанализировали долговую нагрузку и сбалансированность региональных бюджетов за последние семь лет и отдельно – в истекшем 2018 году. В частности, авторы «Комментариев о государстве и бизнесе» отметили значительный – на 15,2% по сравнению с 2017 г. – рост доходов региональных бюджетов. Особенно заметно – на 22,8 и 22% – увеличились поступления от налога на прибыль и трансферты из центра. Это позволило сбалансировать многие региональные бюджеты: число субъектов, завершивших год с дефицитом бюджета, в 2018 г. снизилось до 15, тогда как год назад их было 47, а в 2015 г. – 76.

Рост поступлений из Москвы оказался неравномерным. Распределяемые по четким правилам дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличились на 4,9%. При этом «прочие дотации» и перечисления по статье «прочее», предоставляемые, как пишут авторы «Комментариев», «на не вполне прозрачной основе», выросли в 2,7 и 1,7 раза. Рост трансфертов нельзя объяснить только предвыборными расходами. По расчетам экономиста Натальи Зубаревич, в январе – сентябре они увеличились по сравнению с тем же периодом 2017 г. на 12%, более значительные годовые показатели объясняются большими вливаниями последнего квартала. Москва традиционно пыталась залить деньгами проблемы регионов и ослабить недовольство населения повышением пенсионного возраста, ярко проявившееся на осенних выборах, отмечает эксперт. Эти данные отражают выросшие масштабы ручного управления региональными бюджетами из Москвы.

Растущие доходы и бюджетная политика центра позволили за последние три года снизить размер госдолга регионов на 6,2% и изменить его структуру за счет частичного замещения банковских кредитов более дешевыми бюджетными. В 2015 г. 44% долгов регионов и муниципалитетов составляли долги по банковским кредитам, а по бюджетным кредитам – 34,3%, к 2017 г. ситуация почти зеркально изменилась – 33,8 и 41%, что значительно снизило долговую нагрузку из-за более низких процентов. Однако условия выделения бюджетных кредитов (рост собственных доходов) не позволили воспользоваться ими всем желающим. Как следствие, в 2018 г. доля бюджетных кредитов в региональном долге незначительно снизилась, а банковских – немного увеличилась. При этом госдолг муниципалитетов вырос с 2015 г. на 8,8% до 371,8 млн руб., а доля долгов по банковским кредитам – с 60,1 до 69%. Это может вызвать дополнительные трудности и без того небогатых местных бюджетов.