Плюс-минус Назарбаев

Подготовка сценария «уйти, но остаться» требует много времени – и это главный урок от Нурсултана Назарбаева для Владимира Путина

Добровольный уход 78-летнего Нурсултана Назарбаева в отставку с поста президента Казахстана только в моменте производит впечатление сюрприза. На законодательном уровне он был заблаговременно подготовлен – и это главный урок казахстанского транзита для России, где есть ожидания, что Владимир Путин сохранит власть и после 2024 г., но нет никаких признаков подготовки к этому.

Сложив полномочия президента Казахстана, руководивший страной почти 30 лет (рекорд для постсоветских стран) Назарбаев не перестал быть фактическим лидером страны. И дело не только в его статусе лидера нации – елбасы: нынешняя конструкция власти и распределение полномочий, развесовкой которых Назарбаев занимался много лет, делает даже экс-президента страны – если речь идет о первом президенте – центральной фигурой. Назарбаев остается лидером «Нур Отан» – партии большинства в парламенте – и пожизненным «в силу исторической миссии» главой совета безопасности, полномочия которого были усилены в 2018 г. (включая «анализ и оценку» госпрограмм, законопроектов, внешнеполитических инициатив и «обсуждение» кандидатур на все ключевые должности; решения совета подлежат «неукоснительному исполнению»). По совокупности это означает контроль в той или иной форме над партией и парламентом (а через них и над правительством), а также над силовиками – и это без учета того, что на ключевых должностях находятся близкие Назарбаеву люди или его родственники. Новым президентом на оставшийся до выборов год стал давний соратник Назарбаева 65-летний Касым-Жомарт Токаев, побывавший премьером и главой верхней палаты парламента. А новым председателем сената, по конституции вторым человеком в государстве, стала 55-летняя Дарига Назарбаева, старшая дочь елбасы. По предложению Токаева парламент уже переименовал столицу страны Астану в Нурсултан.

Такой расклад не только сохраняет за Назарбаевым реальную власть и контроль за ситуацией, но и дает возможность без спешки выбирать преемника. Вступление Токаева в должность президента не означает, что он будет главой государства и после окончания срока полномочий, есть и другой вариант – с выдвижением в президенты дочери (правда, раньше Назарбаев говорил, что не планирует передавать власть по наследству). И это не единственные варианты – ведь очевидного преемника у елбасы нет. Зато есть время на его выбор и наблюдение за тем, как будет работать сконструированная им схема.

В России, где дискуссия о возможных сценариях 2024 г. началась еще до избрания Владимира Путина на четвертый срок, законодательная основа для сохранения им власти еще не создана, а самый простой вариант – как в 2008 г. – рассматривается политологами скорее как маловероятный. Глава Совета безопасности, Госсовета, объединенных России и Белоруссии – в теории обсуждаются разные варианты, но только в теории. Формально времени до 2024 г., конечно, много – но опыт Казахстана говорит как раз о том, что начинать подготовку стоит заблаговременно.