Почему в Москве не достроят желтую линию метро

Аргументы мэрии о трудностях строительства в центре не убеждают

Прошляпили «Ведомости» важную новость, надо признать. И если бы муниципальные депутаты округа Раменки не организовали сбор подписей за продолжение строительства центрального участка Калининско-Солнцевской линии метро (об этом The Village рассказала одна из авторов петиции, депутат Маргарита Шарипова), совсем опоздали бы с этим сообщением.

А теперь вот – пожалуйста. Еще 13 марта в прямом эфире телеканала «ТВ центр» мэр Москвы Сергей Собянин информировал широкую общественность: Солнцевскую линию от «Парка Победы» до «Рассказовки» не соединят с Калининской линией от «Третьяковской» до «Новокосино» – несмотря на то что по генеральному плану развития Москвы до 2025 г. соединить должны были. Центр города, объяснил Собянин: для метро нужны огромные котлованы, чтобы прокладывать коммуникации, – можно парализовать движение.

В адресной инвестиционной программе Москвы на 2017–2020 гг. пункт 33 гласит: «Калининско-Солнцевская линия метрополитена, станция метро «Третьяковская» – станция метро «Волхонка» – станция метро «Деловой центр» (Центральный административный округ города Москвы), контрактная стоимость или предельные бюджетные ассигнования – 45 681,1374 млн руб., срок проектирования или строительства – 2012–2023 годы, расходы на 1 января 2018 г. – 6264,3904 млн руб.

К израсходованным на соединение линий – и, видимо, попусту – 6,3 млрд руб. претензий нет: изыскательские и проектные работы дороги, центр Москвы, инженерные сложности наверняка есть. И не только инженерные, уверен я, но об этом чуть позже.

Насчет огромных котлованов и «парализовать движение». Значит, скажу я, перегораживать половину центра города для благоустройства улиц, инфраструктурный смысл которого неотличим от нуля, и сопровождать все это оптимистическими надписями, что стройка ненадолго, а благоустройство навсегда, – это можно, а метро строить – неудобно будет дорогим москвичам?

А дальше, дальше прекрасный аргумент мэра: Солнцевская ведь линия соединена уже с Большим кольцом (которое пока только называется кольцом и когда еще будет достроено) и с Московским центральным кольцом (МЦК) – вот так и решится проблема транзита! МЦК, замечу, самая длинная транспортная линия в Москве, а перевозит она всего-то 300 с чем-то тысяч пассажиров в день, в то время как короткая Кольцевая линия – под миллион, а длинные радиальные линии – по миллиону с лишним человек в день каждая. Большое кольцо не знаю сколько будет перевозить, пусть его прежде доделают, но какова идея мэра-то! – не дать возможности людям из новой Москвы, густонаселенного Новопеределкина и Солнцева пересаживаться один раз в центре, пусть пользуются недозагруженными кольцами!

И вот еще немного собственных моих рассуждений. Между станцией метро «Третьяковская», конечной Калининской линии, и «Волхонкой», которой не будет, располагается что? – правильно, Кремль. Возле Кремля даже навигаторы, как известно, пугаются и показывают, что они во «Внуково» (будущая конечная станция Солнцевской линии). Что там российская власть с кагэбэшным прошлым держит под землей – я и предполагать боюсь. Может, кремлевским подземным специалистам просто не захотелось, чтобы мимо них каждые 40 секунд пролетали поезда с тысячами москвичей и гостей столицы? И уж тем более не захотелось, чтобы кто-то, даже трижды проверенный, рыл огромный котлован.