Какие цифры интересны Владимиру Путину

Это нефть по 70 долларов за баррель и уровень доверия выше 70%

Есть такие слухи, досужие люди передают, будто Владимир Путин, президент России, интересуется цифрами. Не абы какими, конечно, он серьезный человек, а вот: во-первых, сколько стоит нефть сорта брент в долларах за баррель; во-вторых, велик ли процент россиян, доверяющих ему, Владимиру Путину.

Очень хорошо, передают досужие люди, если оба этих числа больше восьмидесяти. Неплохо, когда больше семидесяти. Терпимо, если больше шестидесяти. Остальное – плохо.

Хочется пошутить здесь о 146% на выборах и 147 долларах за баррель – максимальной цене барреля нефти, но проценты те не имели отношения к Владимиру Путину – на думских выборах явка, а Владимир Путин тогда и президентом-то не был. То есть уже договорился снова стать, но был председателем правительства.

Поэтому, конечно, те тридцать с небольшим процентов, которые намерял Владимиру Путину ВЦИОМ по прежней своей методике, никак не были хороши. Хотя бы нефть в районе $70 за баррель в этот момент держалась, но, может, и это президента не утешало.

И еще свои 30% были бы не так неприятны, если б в соседнем государстве молодой комедиант, Владимир Зеленский, с которым и поговорить-то не о чем, не набрал бы 73%, и даже с лишним. Сравнение неприятное.

И может, кто-то грозный вызвал к себе социологов прямо в кабинет и говорит им: у вас методика-то хороша ли? Социологи, должно быть, задумались: а правда, хороша ли? Не упустили ли мы что-то? У Росстата вон растет – а мы что же?

А грозный им, предположим, говорит: вы российского что ли гражданина не знаете? Если его врасплох застать, удрученного безнадегой, и спросить: кому ты доверяешь-то, назови? – он же от испуга и внезапности мать родную не вспомнит!

Тут социологи, должно быть, загалдели, что коли так, то и тридцать жалких процентов – отличный результат!

А грозный им снова: а вы бы ласково к ним, к россиянам нашим, к новой нашей нефти, подошли бы и спросили бы по-иному: вот смотрите, граждане, тут у нас список: Жириновский-Зюганов-Миронов и Владимир Владимирович Путин! Кому вы тут доверяете?

Может, конечно, никакого грозного-то и не было, а социологи сами сообразили. И давай по-новому мерить!

И вроде бы хорошо получилось – 72,3%, много! Но, во-первых, все равно меньше, чем у соседа. (Ну, можно сказать, что второй тур там был, некорректно сравнивать, голоса надежды, а тут у нас стабильность.) Во-вторых, меньше, чем на президентских выборах, – там-то было 76,69%. В-третьих, тем временем нефть стала ниже $70 за баррель, мелкая, но неприятность.

Но вот есть у меня один нешуточный вопрос: а какая разница-то, что за популярность у Владимира Путина? В любом случае ни единого конкурента у него нет и не будет; да и управление страной от рейтингов не зависит никак. Тогда что же?

Предположу, что единственной серьезной проблемой сейчас для кремлевского населения может быть проблема-2024. Конституция не позволяет четвертому президенту России Владимиру Путину снова баллотироваться; он может стать только шестым президентом, и перед ним в Кремле должен хотя б ненадолго появиться пятый!

И вот тут-то большая популярность с высоким рейтингом человеку по имени Владимир Путин очень даже пригодится. Да и дорогая нефть будет кстати.

Времени еще много вроде бы, но кажется, и общественную благодарность так, как это получилось с присоединением Крыма, больше не удастся заслужить. По скудости ума не могу предположить, какие события могли бы произвести подобный же эффект.

А всякая рутина – благосостояние граждан, например, – не поддается настройке методом перемены методики. Банальная мысль: граждане, может, за то еще одобряют власть, что рассчитывают: этих мы знаем уже, приспособились, притерпелись, а ну как следующие хуже будут.