Юбилей успешного авторитаризма

Успехи нынешнего Китая не заслоняют прежних социально-экономических проблем страны

В последние десятилетия Китай стал образцом модернизации и стремительного развития, достигнутых благодаря созданию системы управления, успешно реагирующей на политические и экономические вызовы современности. Однако ранее жертвами неудачных социально-экономических экспериментов в КНР стали миллионы людей.

1 октября Китай торжественно отметил 70-летие провозглашения Китайской Народной Республики в октябре 1949 г. Тогда компартия Китая закрепила победу в гражданской войне над сторонниками буржуазного развития и намеревалась строить социализм. История КНР изобиловала драматическими поворотами: дружба и конфликты с СССР, политические кампании сталинского образца и волюнтаристский «большой скачок» конца 1950-х гг. Его следствием стали коллапс транспорта и массовый голод 1959–1961 гг., унесший до 35 млн жизней. После передышки последовала культурная революция конца 1960-х – середины 1970-х гг., когда лидер КПК Мао Цзэдун руками добровольцев-хунвейбинов расправился с оппонентами в партии и неугодными обывателями, а затем с хунвейбинами. Среди сосланных в те годы был и нынешний руководитель Китая Си Цзиньпин.

После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. Дэн Сяопин призвал допустить многоукладную экономику, создавая для крупного капитала «резервации», где бизнес мог работать, не боясь посадок и изъятия собственности. Дэн Сяопин и его окружение поняли, что преодолеть кризис в стране позволит последовательная работа, которая выведет из нищеты миллионы жителей и разбудит потребление. Успехи Китая были заметны не сразу, но линия оказалась верной.

Руководство КПК умело воспользовалось глобальной конъюнктурой, трудовой этикой китайцев и низкой стоимостью рабочей силы, отмечает эксперт Фонда Карнеги Александр Габуев. Кроме того, в стране сложилась гибкая система управления, способная оперативно реагировать на социально-экономические вызовы. Повышение благосостояния населения вместе с размещением предприятий транснациональных компаний дало мультипликативный эффект. В 1980-е гг., по данным Всемирного банка, темпы роста ВВП Китая не опускались ниже 3,9%, а в 1990–2000-е – ниже 7,5%, достигнув пика 14% в 2007 г. В 1980–2018 гг. ВВП Китая вырос в 70,8 раза до $13,6 трлн, ВВП на душу населения – в 138 раз, с $467,5 до $64 644. Китай стал всемирной мастерской, а затем и одной из экономических сверхдержав. Это не означает, что у нынешнего Китая нет проблем: чрезмерная концентрация полномочий в руках Си Цзиньпина может лишить власть гибкости и повысить риск серьезных управленческих ошибок, говорит Габуев. Другими вызовами могут стать рост неравенства и вероятные протесты против жестокого подавления национальных и религиозных меньшинств.