ЕГЭ по патриотизму

Перевод экзамена по истории в обязательные едва ли простимулирует интерес школьников к предмету
Владимир Смирнов / ТАСС

Чиновники от образования снова говорят о планах сделать единый госэкзамен (ЕГЭ) по истории обязательным для всех российских выпускников – чтобы повысить уровень знаний по этому предмету, стимулировать интерес к его изучению и использовать эту возможность для углубления патриотического воспитания школьников. Однако обязаловка не означает успеха и может привести к уравниловке в оценке событий.

Министр просвещения Ольга Васильева настаивает, что ЕГЭ по истории должен стать обязательным – как русский язык и математика. На недавнем совещании Ассоциации учителей истории и обществознания она сообщила, что к 2022 г. историю как обязательный предмет в форме ЕГЭ будут сдавать в нескольких пилотных регионах, сроки распространения эксперимента на всю страну Васильева не назвала. Идея, правда, звучит не впервые: еще в мае 2017 г. Васильева (тогда – министр образования) обещала, что к 2020 г. историю будет сдавать вся страна. «Без знания истории невозможно двигаться дальше», – объясняла тогда Васильева планы обязать всех сдавать историю. И тем не менее тогда введение нового обязательного госэкзамена пришлось отложить.

История – один из популярных предметов для сдачи ЕГЭ по выбору, хотя в последние годы число желающих сдавать этот госэкзамен немного снизилось: если до 2016 г. его сдавал примерно каждый пятый выпускник, то сейчас – каждый шестой. Но это политически важный предмет: многие бюрократы, закончившие школу в советские годы, считают историю важным инструментом патриотического воспитания и индоктринации идей государственничества и исключительности России. На уроках истории в старших классах изучают и новейшую российскую историю, в том числе период правления Владимира Путина.

Не все историки считают идею Васильевой заслуживающей реализации. По мнению учителя истории Леонида Кацвы, не очевидно, что обязательность экзамена действительно массово повысит уровень знаний школьников. Напротив, принуждение скорее вызовет отторжение у немалой части старшеклассников, особенно у увлеченных точными и естественными науками. Еще одна проблема – качество преподавания и усвоение предмета учениками. История, если учить ее по-настоящему, сложная дисциплина. Сейчас, когда ЕГЭ по истории необязателен, неудача не является фатальной для выпускника. Если ситуация изменится, «неуд» по истории грозит неполучением аттестата дополнительно тысячам старшеклассников. Чтобы историю, как и русский сейчас, сдавали 99% старшеклассников, ее курс придется упростить и примитивизировать преподавание, опасается Кацва, а это может дополнительно снизить интерес к предмету и вряд ли поможет воспитанию патриотизма, как это и было в советские годы.