Ни бюджету, ни людям

Снижение порога беспошлинной интернет-торговли до 20 евро не даст серьезного экономического эффекта, но лишит миллионы российских потребителей возможности сэкономить

«Все страны идут по тому [пути], чтобы налаживать контроль и прозрачность интернет-торговли», – объяснил предложение резко снизить порог беспошлинной интернет-торговли первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Вероятно, в его представлении контроль и прозрачность – это рост нагрузки на население, покупающее товары за рубежом, и введение новых протекционистских мер для иностранного бизнеса.

Порог беспошлинной торговли начал постепенно снижаться в этом году – с 1000 до 500 евро. Сверх этой суммы пошлина – 30% от суммы превышения и не менее 4 евро за 1 кг. Правда, покупать меньше в иностранных интернет-магазинах россияне не стали. По данным «Почты России», в начале 2019 г. число зарубежных интернет-посылок, наоборот, выросло – примерно на 25%.

С 2020 г. порог будет снижен еще больше – до 200 евро за одну покупку (число покупок в месяц не ограничено). Такие правила страны ЕАЭС согласовали и зафиксировали в Таможенном кодексе союза.

Но Минфин предлагает не останавливаться и снижать порог и быстрее, и значительнее. По его плану уже с июля 2020 г. он должен снизиться до 100 евро, с 2021 г. – до 50 евро, а с 2022 г. – до 20 евро. При этом сама пошлина снижена с 30 до 15% с превышения, но не менее 2 евро за 1 кг, а с 2022 г. – 3 евро за 1 кг. Премьер Дмитрий Медведев поручил проработать такие предложения, а совет Евразийской экономической комиссии обсудит их на следующей неделе, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник.

Если предложение Минфина будет одобрено, пошлины придется платить почти с половины всех зарубежных интернет-покупок россиян. По данным Федеральной таможенной службы, в 2018 г. на отправления со средним чеком от 22 до 50 евро пришлось 21% всех посылок, еще 11% – это покупки от 50 до 150 евро и 1,5% – от 500 евро и выше. С ежегодным падением доходов населения снижается и средний ценник покупок в иностранных интернет-магазинах – самые распространенные среди россиян стоят меньше $9.

У иностранных интернет-ритейлеров действительно есть преимущество перед их российскими конкурентами. Выплачивая налог с прибыли в стране, где компания ведет основную деятельность, компаниям не приходится платить НДС с проданных товаров ни на родине, ни в России.

Другие страны уже задумываются, как удерживать налог там, где компания продает, а не производит свои товары. А ОЭСР предлагает ввести такой подход к налогообложению цифровых технологических компаний – обязать их платить налоги даже в тех странах, где компания вообще не представлена, но ее товары продаются. Согласно обсуждаемым в ОЭСР предложениям, такой налог может рассчитываться в зависимости от размера рынка и числа покупателей.

Но что получит Минфин, вводя пошлину на товары, которые стоят чуть больше 1400 руб. (по текущему курсу)? Вклад интернет-торговли в розницу незначителен и к серьезным последствиям для экономики введение пошлин не приведет, зато негативно отразится на потребителях, которые на таких покупках экономят.

В случае повышения порога беспошлинной торговли до 20 евро российский потребитель либо вообще лишится возможности покупать такие товары за рубежом (иностранным интернет-ритейлерам, возможно, будет просто невыгодно их отправлять в Россию), либо будет платить за них существенно больше, как и российский бюджет. Ежегодно россияне совершают более 100 млн покупок у иностранных ритейлеров – получается, таможенникам каждый год придется не только проверять эти 100 млн посылок, но и рассчитывать для каждой из них пошлину и выставлять за них чек российскому покупателю. От идеи ввести НДС на такие товары чиновники отказались еще в 2017 г., решив, что так администрировать интернет-покупки слишком сложно.

Налогообложение в любой его форме – всего лишь выбор одного из зол, писал английский экономист Давид Рикардо. Но российские власти привыкли выбирать худшее из худшего. И вместо того чтобы стимулировать российских ритейлеров улучшать качество своей продукции, поддерживать российского потребителя и стимулировать его тратить деньги не за рубежом, а в России, выбирают самый простой и вредный путь для экономики – протекционизм.