Почему россияне полюбили «черную пятницу»

Рост выручки и количества заказов фиксирует тенденцию предпочтения покупок со скидками и по акциям
Черная пятница – 2019 в России принесла онлайн-продавцам рекордные выручку /Евгений Разумный / Ведомости

Черная пятница – 2019 в России принесла онлайн-продавцам рекордные выручку и количество заказов, но снижение среднего чека. Едва ли за рекордами стоит восстановление потребительского спроса – скорее всего, это еще одно подтверждение востребованности у россиян ориентации на покупку товаров со скидками, о которой как о тенденции говорят уже не первый год.

Ассоциация компаний интернет-торговли сообщила, что продажи интернет-магазинов за три дня акции, проходившей в России в седьмой раз, выросли по сравнению с 2018 г. на 30% до 22,3 млрд руб. Другие итоги акции, которые подтверждают крупнейшие интернет-ритейлеры: увеличение охвата аудитории – на регионы пришлось заметно больше половины покупок; рекордный рост количества покупателей; активное участие покупателей практически всех возрастов; снижение среднего чека (на 14% до 9510 руб., по данным «Платформы ОФД» – крупнейшего оператора фискальных данных России).

Явных экономических предпосылок к такому бурному росту не видно. Реальные располагаемые доходы стагнируют, покупательную способность поддерживает потребкредитование. Потребительский спрос в октябре несколько оживился, но до этого динамика темпов роста оборота розничной торговли снижалась несколько месяцев. Опубликованный 3 декабря ноябрьский опрос ЦБ указал на рост индекса потребительской уверенности до максимума с 2018 г., а индекса благоприятности крупных покупок – до максимума с 2015 г.

Черная пятница – это сравнительно новая история для России, поэтому сложно сказать, отражают ли рекорды восстановление потребительского спроса или же покупатели просто сделали предновогодние покупки пораньше, отреагировав на скидки с целью экономии из-за слабой динамики доходов, считает главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой.

Важным фактором роста стала меняющаяся модель потребления. Люди все больше обращают внимание на то, что на один и тот же товар есть разные цены, замечает директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова. Умение сориентироваться в ценах, различение скидок реальных и дутых – это новая компетенция, люди инвестируют в нее свои знания и время в интернете, отмечает Овчарова. Этот тренд стал расти лавинообразно, распространяясь среди молодых, образованных, обеспеченных, которые, в принципе, могли бы себе позволить покупки и без скидок; к ним присоединяются те, кто ограничен в финансах. То, что средний чек в черную пятницу упал, говорит о том, что на акцию пришли покупатели, которых прежде не было. Но потолка вовлеченности мы еще не достигли, считает Овчарова: на следующий год рекорды обновятся вне зависимости от того, вырастут или уменьшатся доходы.