Вся власть Владимиру Путину

Почти половина россиян уверены, что Конституция правится ради сохранения его власти – и не всем кажется, что это плохо

«Левада-центр» в конце января рискнул спросить у россиян, знают ли они об инициированной президентом Владимиром Путиным реформе Конституции и как к ней относятся. Как выяснилось, со знанием у наших граждан, несмотря на бурное обсуждение этой темы во всех СМИ, пока туго: «хорошо осведомлены», о чем идет речь, только 22% респондентов, а 58% лишь «что-то слышали». Однако слабое знание матчасти не помешало россиянам выработать на этот счет вполне конкретную позицию (затруднились ответить только 9%). Так вот 47% из них уверены, что поправки принимаются «прежде всего в интересах самого Путина, чтобы расширить его полномочия и позволить ему оставаться у власти после 2024 г.». А 44% опрошенных полагают, что изменения нужны «для совершенствования системы управления государством» и принимаются «в интересах большинства населения страны».

На первый взгляд Кремлю тут впору вспоминать слова киношного Штирлица: «А вот это уже провал». Выходит, что только 44% граждан поверили своему президенту, который в послании парламенту 15 января ничего не говорил о своей личной судьбе после 2024 г., зато назвал предложенные поправки «важными для дальнейшего развития России как правового социального государства, в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие». А почти половина россиян, получается, заподозрили главу государства в том, что, принимая столь серьезные решения о судьбах родины, он, по сути, руководствуется весьма приземленными соображениями собственного «послетранзитного» трудоустройства.

Еще больше вроде бы усугубляет ситуацию тот факт, что так говорили и те, кто знает о поправках, и те, кто не в курсе, причем среди вторых доля выбравших такой ответ даже выше – 48%. Как невозмутимо поясняют социологи, наши люди давно уже привыкли, что все маневры любимых начальников по изменению системы руководства страной всегда направлены исключительно на удержание ими личной власти. А то, что они при этом говорят публично, как и суть предлагаемых ими мер, не так уж и важно, потому что заботятся они все равно не о народе, а исключительно о себе любимых.

Однако на самом деле, как мне кажется, не все еще потеряно и кремлевские Штирлицы вполне могут обернуть эти настроения в свою пользу для достижения нужного результата всенародного голосования по конституционным поправкам, которым они решили на всякий случай заменить классический референдум. Ведь, во-первых, личные рейтинги действующего президента по-прежнему недостижимы для любых других российских политиков (да и для большинства зарубежных). А во-вторых, как признают те же социологи, многие из тех, кто увидел в реформе Конституции попытку Путина остаться у власти после завершения его четвертого срока, не находят в этом ничего плохого, потому как и сами хотели бы, чтобы он продолжил оставаться «нашим всем».

Так что Кремлю, я полагаю, нужно перед этим псевдореферендумом просто честно во всем признаться. Да, мол, вы совершенно правы, дорогие россияне: голосовать вам предстоит не за какие-то непонятные большинству обычных людей статьи и параграфы, а за всенародно любимого Путина – чтобы он смог оставаться всенародно любимым, причем вовсе не в качестве почетного пенсионера, и после злосчастного 2024 года. Хотя какой конкретно из нескольких заложенных в поправки вариантов самосохранения у власти он для этого выберет – это уж, извините, уважаемые соотечественники, совсем не вашего ума дело. Ну а для большей доходчивости официальным слоганом агитационной кампании следовало бы сделать легендарное изречение председателя Госдумы Вячеслава Володина: «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России».

Конечно, для полной и безоговорочной победы запутинских сил света над антипутинскими силами тьмы этого будет недостаточно – придется, наверное, и директорам свои трудовые коллективы дополнительно отмобилизовать, и сотрудникам отделов социальной защиты с бабушками на дому поработать. Но если к избирателям, исправно голосующим на любых выборах за представителей власти, прибавятся еще и те, кто на избирательные участки обычно не ходит, но готов отдать свой голос именно «ради Путина», то, думается, достижение убедительного результата – скажем, более 50% явки и хотя бы 70% голосов «за» – станет чисто технической задачей.