Кто поверит в стартап бывшего чиновника

В Arrival экс-замминистра связи Дениса Свердлова вложились Hyundai, Kia и UPS Ventures

До недавнего времени Денис Свердлов был известен как один из основателей LTE-оператора «Скартел» (бренд Yota) и один из создателей YotaPhone, а также как замминистра связи (чиновником он работал до 2013 г.). Но в январе 2020 г. появились сведения о его новом и успешном проекте – стартапе Arrival, который разрабатывает технологии для электромобилей. К этому стартапу нельзя отнестись иронически: в него уже вложились сначала два крупных автопроизводителя – Hyundai и Kia (впрочем, это марки одного корейского холдинга), а потом и венчурное подразделение американского логистического гиганта UPS, специализирующегося на экспресс-доставке, – UPS Ventures. Сколько вложила последняя компания – неизвестно, а корейские автомобилестроители инвестировали в совокупности 100 млн евро ($110 млн) – Hyundai выделила 80 млн евро, а Kia – 20 млн евро. Таким образом оценка Arrival в сделке с корейцами составила вполне единорожий показатель – 3 млрд евро.

В отличие от всех производителей электромобилей, которые работают в основном с легковыми транспортными средствами, стартап Arrival пошел по другому пути и стал работать с неочевидной нишей – специальным грузовым транспортом для логистических компаний.

То, что такие электромобили будут востребованы, подтверждает и контракт с той же UPS на 10 000 транспортных средств с возможностью докупить еще 10 000 в приоритетном порядке. Это иное соглашение, чем инвестиции. Выполнить заказ стартап бывшего российского чиновника вполне способен – достаточно принять во внимание скорость роста и рынка электромобилей, и рынка логистики, но все-таки планы компании выглядят весьма амбициозно, учитывая, что до сих пор у Arrival столь больших партнеров и контрактов не было в принципе.

А некоторый опыт использования электромобилей в логистическом деле имеется. Например, DHL Express в Москве уже использует несколько электромобилей Mitsubishi i-MiEV, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на вице-президента по операционной деятельности DHL Express Юрия Шевченко. Также Шевченко обещал, что компания будет готова использовать электромобили класса Ford Transit и Volkswagen Transporter, если их стоимость не будет превышать стоимость бензиновых аналогов более чем на 5–10%.

Но Arrival-то обещает сделать электромобили дешевле бензиновых!

Одним из первых, кто оценил потенциал грузовых электромобилей, был Илон Маск: в 2018 г. он рассказал, что Tesla впервые осуществила доставку товаров с помощью беспилотных электрогрузовиков собственного производства – Tesla Semi. Первым грузом Tesla Semi стали аккумуляторы, произведенные на заводе Tesla Gigafactory 1 в Неваде. Фуры доставили груз на завод Tesla во Фримонте (штат Калифорния).

Но еще до того, в декабре 2017 г., PepsiCo заказала 100 новых Tesla Semi, что на тот момент было крупнейшим предзаказом фур у электромобилестроителя. Всего, по данным агентства Reuters, Tesla получила предзаказы на 285 грузовиков. А сейчас Tesla строит завод проектной мощностью 500 000 электромобилей в год в Китае – в том числе, видимо, потому, что это крупнейший в мире рынок электромобильной техники.

Выглядит так, будто комплексная сделка с UPS переводит Arrival в разряд компаний, имеющих в качестве примера Tesla; интересно, как Свердлову удалось справиться с репутацией, которую создал ему как производителю передовой техники не прижившийся в торговле YotaPhone.