Лучший фильм – не обязательно на английском

«Оскар» «Паразитов» корейца Пона Джунхо означает конец монополии на победы англоязычных фильмов

Такого еще не бывало – чтобы главного «Оскара» получил корейский фильм. Да даже и не корейский, а просто снятый не на английском языке. Близко к вершине подступали Михаэль Ханеке с «Любовью» в 2013 г. и Альфонсо Куарон с «Ромой» в 2019-м. Куарон особенно – ему отдали целых три статуэтки: за лучший иностранный фильм, режиссуру и операторскую работу (снимал он сам). И все же новую страницу в истории Американской киноакадемии выпало перевернуть Пону Джунхо из Южной Кореи. Он стал лучшим режиссером, а его «Паразиты» – лучшей картиной сразу в двух категориях, иностранной и главной, которая называется просто «Лучший фильм», и прежде по умолчанию подразумевалось, что такой фильм может быть снят исключительно на английском. Да, у «Паразитов» еще есть «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля, но, во-первых, у Ханеке пальма тоже была, а во-вторых, что такое для Америки Каннский фестиваль и все его победители, одно слово – румыны. «Оскар» – самая престижная кинопремия в мире, и так считают не только в Соединенных Штатах.

Как так вышло, что она досталась еще молодому корейцу (сейчас Пону всего-то 50), а живой американский классик Мартин Скорсезе, например, остался вообще ни с чем, аналитики будут объяснять еще долго. Наверняка возникнет масса конспирологических теорий, в которых упомянут Трампа, русских хакеров и черта в ступе. Но никакие домыслы не отменят сенсации: в американской киноакадемии состоит почти восемь с половиной тысяч человек и большинство из них, получается, надорвали животики на корейской комедии про обаятельных голодранцев-прохиндеев и богатых недоумков. Точнее, на социальной сатире, показывающей, что одни других стоят и, в сущности, все – паразиты.

А ведь могли выбрать «Джокера» – там тоже социальность, но очень уж мрачная, пусть Хоакин Феникс и молодец и своего «Оскара» за лучшую мужскую роль не выиграть просто не мог. Но вот и американская мрачность, и британский пафос («1917») проиграли корейскому жизнелюбию, и этому стоит порадоваться.

Не только потому, что «Паразиты» – фильм и правда очень хороший, смешной, язвительный, местами трогательный и очень умный – там вместе с комедией упаковано еще несколько жанров, и Пон тасует их с ловкостью фокусника. Корейский кинематограф, покоривший Европу еще в начале нулевых и теперь вот признанный наконец в Америке, должны чествовать сегодня не только на родине, но и во всех остальных странах мира, не исключая Россию. Ведь это что же теперь получается? И мы можем выиграть главного «Оскара»? Можем. И французы, и испанцы, и японцы с румынами тоже. У английского языка больше нет монополии – и как-то так даже совпало, что именно в этом году привычную оскаровскую номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» переименовали в Best International Feature Film, т. е. даже не зарубежный, а интернациональный. Нет границам, нет культурным различиям – вот, наверное, главный пафос 92-й церемонии «Оскара». Хотя ни то ни другое никуда, конечно, не денется. Но вот сегодня американские киноакадемики показали такую всемирную отзывчивость, какой почти никто от них не ожидал. И это, кстати, работает в обе стороны – недаром Пон Джунхо сказал со сцены спасибо своим соперникам и отчасти учителям Мартину Скорсезе и Квентину Тарантино.