Как дорогая парковка продвигает каршеринг

Расширение географии и тарифов на парковку в Москве помогает пересаживанию горожан на каршеринговые авто – но не решает проблему нехватки парковочных мест

«У нас нет и никогда не было самоцели просто повышать стоимость [парковки]», – говорил глава московского департамента транспорта Максим Ликсутов в интервью газете Metro в июле 2019 г. По его словам, есть правило: свободных парковочных мест на улично-дорожной сети должно быть в среднем около 15%. Если их меньше, нужно повышать тарифы. «Сейчас в Москве данный вопрос на повестке дня не стоит, но, если загруженность парковок достигнет 90–100%, конечно, вынесем его на совместное обсуждение с жителями», – пообещал заммэра.

16 января правительство России ушло в отставку. На следующий день, в пятницу, 17 января, в 20.00 департамент транспорта Москвы опубликовал пресс-релиз, в котором сообщалось, что «1,2% улиц Москвы войдут в платную парковочную зону», а на некоторых улицах стоимость парковки даже уменьшится: с 60 до 40 руб. в час.

Момент был выбран не случайно: повышение стоимости парковок – болезненная тема для москвичей, а отставка Дмитрия Медведева могла отвлечь от нее внимание. Изменения тарифной политики на деле оказались радикальными: на треть увеличено количество улиц с самым дорогим тарифом 380 руб. в час, в разы сокращено число улиц с «дешевыми» тарифами 40 и 60 руб., а заместит их в основном тариф 150 руб. в час.

Больше всего новых платных улиц появится на Таганке – 26. Большинство местных жителей было против, тем не менее муниципальные депутаты проголосовали «за», комментирует глава Таганского района Илья Свиридов. В муниципалитет уже поступила инициатива граждан, требующих отменить платные парковки, – собрано порядка 2500 подписей. По словам Свиридова, люди недовольны в первую очередь тем, что «их мнение никого не интересует», при этом декларировалось, что новые улицы стали платными «по просьбе жителей».

Платные парковки, особенно в центре города, перестали решать задачи городских властей. Мест остро не хватает, а машины, наматывающие круги в поисках свободного парковочного места, еще больше осложняют трафик. Причина этого дефицита не только в росте общего автопарка, но и во взрывном росте количества каршеринговых машин. В 2017 г. аналитики PwC прогнозировали, что к 2025 г. парк московского каршеринга достигнет 30 000 машин. Но это произошло гораздо раньше: с 2018 г. их число увеличилось более чем вдвое – с 14 500 машин до 31 000 к концу 2019 г. Москва уже опережает Токио, Пекин и Шанхай по количеству каршеринговых машин (у них примерно по 20 000).

Основным драйвером роста PwC называла дорогую парковку. Для арендаторов каршеринговых машин она бесплатная. В итоге сегодня значительная часть парковочных мест занята каршеринговыми машинами. Ее, по сути, оплачивают владельцы каршеринговых компаний: парковка одной машины в любом районе Москвы им обходится в 27 600 руб. в год. А аналогичный годовой абонемент на парковку в любом районе города для обычного автовладельца стоит 300 000 руб.

Власти помогали развитию каршеринга, убеждая жителей в том, что он позволяет разгрузить дороги и парковочное пространство. Один автомобиль каршеринга заменяет 10 личных, поясняла «Ведомостям» бывший замруководителя департамента транспорта Алина Бисембаева.

Но на деле это не означает, что кто-то отказался от личной машины, сообщили «Ведомостям» несколько экспертов на условиях анонимности. В половине случаев сервисом начали пользоваться те, кто раньше ездил на общественном транспорте. В итоге дороги загружены еще больше и припарковаться по-прежнему негде.

Власти начали это осознавать, говорит один из консультантов мэрии. Информационная атака на каршеринг уже началась. Количество ДТП в Москве с участием автомобилей каршеринга в 2019 г. выросло на 242%, заявил недавно замруководителя Центра организации дорожного движения Артур Шахбазян.

А пока власти будут думать, нам придется раскошелиться на дорогую парковку: кто-то же должен платить за чужие ошибки.