Как «Камаз» нашел нового партнера для альянса

Крупнейший российский производитель грузовиков предпримет еще одну попытку создать альянс – на этот раз с «Соллерсом»

Готовность «Камаза» и «Соллерса» создать альянс (об этом «Ведомости» сообщили в субботу, 15 февраля) рынок воспринял с воодушевлением. 17 февраля акции «Камаза» на Московской бирже выросли на 10,6%, а «Соллерса» – на 9,2%. В какой форме будет оформлен альянс, его участники планируют решить до конца 2020 г. Один из источников «Ведомостей» не исключает слияния бизнеса, но пока будущие партнеры хотят объединить усилия в закупках, продажах, разработке новых технологий. На фоне сократившегося российского автомобильного рынка это особенно актуально.

Альянсы в автопроме уже стали глобальным трендом. Помимо экономии альянсы позволяют также унифицировать комплектующие, создавать общие дистрибуторские компании и проч. «Одиночкам гораздо сложнее, у них ниже эффективность в сравнении с альянсами», – отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Частью такого глобального союза стал крупнейший российский автопроизводитель – «АвтоВАЗ». Контроль в нем через СП с госкорпорацией «Ростех» получила французская Renault, создавшая альянс с Nissan и Mitsubishi.

Интерес «Камаза» к «Соллерсу» связан еще и с производством легких коммерческих автомобилей. Автоконцерн их не выпускает, а Ульяновский автомобильный завод (УАЗ; принадлежит «Соллерсу») на них специализируется (наряду с легковыми автомобилями). Сейчас УАЗ производит легендарные полноприводные «буханки» и легкие коммерческие автомобили нового поколения «Профи». У «Камаза» тоже есть разработки в этой сфере, но проект не реализован из-за дефицита средств. Ранее компания хорошо потратилась – на строительство завода каркасов кабин нового поколения (совместно с Daimler), создание нового двигателя и обновление модельного ряда.

«Камаз» уже пытался создать альянс – с белорусскими автопроизводителями. В 2009 г. «Ростех» предлагал создать холдинг, в который вошли бы БелАЗ, МАЗ и «Камаз». Объединение в таком составе не состоялось, список потенциальных участников сократился до двух – «Камаза» и МАЗа. Переговоры продолжались несколько лет, в них участвовали чиновники обеих стран. Предполагалось создать совместную компанию, в которую была бы внесена часть акций автопроизводителей, а также их автокомпонентных производств. «Альянс был бы нам полезен: мы и окупаемость инвестиций улучшили бы, и систематизировали бы географию продаж. Тем более что клиенты часто бывают приверженцами конкретной марки», – объяснял гендиректор «Камаза» Сергей Когогин в интервью «Ведомостям» в 2014 г. Но не вышло: стороны не сошлись в оценке активов, к тому же Россия настаивала на контроле в совместной компании, а белорусы – на паритетном СП. Идею объединения критиковал и президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Была проделана огромная работа, и под всеми нашими предложениями я сегодня готов подписаться, – говорил Когогин в интервью «Ведомостям» весной 2016 г. – Надо ли это сейчас? Это уже неинтересный проект. Мы все инвестиции сделали в сотрудничестве с другими партнерами, прежде всего с Daimler».

В случае с «Камазом» и «Соллерсом» шансов договориться об альянсе больше. Это не прямые конкуренты, и союз позволит им расширить рыночные ниши, ускорить развитие бизнеса. У обеих компаний большой опыт работы с глобальными игроками: у «Камаза» есть СП с Daimler (у немецкого автоконцерна также 15% в «Камазе»), Zahnrad Fabrik, Cummins, у «Соллерса» – с Ford, Mazda, Isuzu. Идея должна понравиться и властям, которые хотят развивать в России наиболее важные технологии: альянс позволит сделать это быстрее, да и господдержку не нужно распылять.