Регионы хотят хорошеть вслед за Москвой

Расходы регионов выросли в 2019 году больше доходов, в том числе растут траты на благоустройство

Экономика российских регионов росла в минувшем году медленно и неравномерно. Рост доходов многих территорий обеспечило увеличение непрозрачно распределяемых федеральных трансфертов. Продолжающаяся стагнация экономики замедляет рост доходов населения и торговли и поступлений от налога с физлиц.

Данные о балансе региональных бюджетов за 2019 г. внушают умеренный оптимизм: общие доходы, по предварительным оценкам Минфина, выросли в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 9,5% до 13,6 трлн руб. Собственные доходы увеличились не столь внушительно, и существенная часть прироста была достигнута за счет увеличения трансфертов из Москвы, которые увеличились на 17,6% до 2,45 трлн руб. Доходы бюджета снизились только в шести регионах, и лишь в Хакасии снижение оказалось значительным (на 12%), где резко (на 40%) и трудно объяснимо сократились поступления от налога на доходы физлиц.

Однако сбалансированными бюджетами могут похвастаться далеко не все регионы: из-за больших трат в декабре число регионов с дефицитом бюджета за месяц выросло с 12 до 36, отмечает экономист Наталья Зубаревич. А трансферты из Москвы, которые во многом обеспечили рост доходов, выделяются не по строгим правилам, как субвенции, а «вручную», благодаря усилиям лоббистов в столице. Реализация нацпроектов усилила их роль, считает эксперт.

Немаловажно, что расходы регионов выросли за год больше, чем доходы, на 14% и сравнялись с ними, что может вызвать в 2020 г. обратный переход от профицита к дефициту территориальных бюджетов, говорит Зубаревич. Опережающими темпами (21%) росли не только расходы на национальную экономику, что объясняется национальными проектами, но и расходы на благоустройство (31% в целом, в Москве – на 40%). Вероятно, многие регионы стремятся похорошеть по примеру столицы и увеличивают соответствующие статьи, хотя доля этих расходов в бюджете провинций не превышает 3%, тогда как в Москве – 14%.

Рост реальных доходов после нескольких лет их снижения едва заметен, номинальные зарплаты по стране увеличились на 7%, реальные – на 3%, причем, как отмечают в очередном мониторинге экономической ситуации экономисты РАНХиГС, ситуация в регионах отличалась незначительно: более существенный рост номинальных зарплат (11%) отмечался в Крыму и Севастополе за счет выросших трансфертов и на Сахалине – благодаря увеличению сбора налога на прибыль.

Как следствие оборот розничной торговли увеличился ненамного, одновременно незначительно снизился объем платных услуг, причем это снижение отмечалось более чем в половине регионов, при этом россияне, опасаясь роста цен, предпочитают покупать товары, в том числе в кредит. В условиях продолжающейся стагнации ожидать существенного повышения доходов и профицита бюджетов в большинстве регионов не приходится, они больше будут зависеть от распределяемой вручную помощи из центра.