Как нефть стала валютой лояльности

Скидки на нефть сами стали монетой в торге между Минском и Москвой

В советское время в ходу была «жидкая валюта» – бутылка водки, а сейчас в отношениях России с соседями используется другая жидкость – углеводородная. Российские нефтяные компании согласились поставлять нефть в Белоруссию с дисконтом в $2 за 1 т. Каждый год он будет увеличиваться еще на $2, и так до 2024 г., когда в России закончится налоговый маневр в нефтяной сфере (постепенный отказ от экспортной пошлины и рост налога на добычу полезных ископаемых), и Белоруссии придется покупать нефть по мировым ценам.

До сих пор белорусские НПЗ покупали российскую нефть на особых условиях: она не облагается экспортной пошлиной, но продается с небольшой экспортной премией – $6–10 за 1 т. По разным оценкам, нефтяные преференции давали Белоруссии $3–5 млрд в год, или до 5% ВВП. Белорусская промышленность и экономика зависимы от российской нефти: в 2019 г. нефтяной сектор страны, полностью зависимый от поставок из России, обеспечил 20% доходов республиканского бюджета ($2,3 млрд).

Но с 2020 г. поставки российской нефти в страну практически остановились – стороны не смогли договориться о цене. Одновременно с налоговым маневром, который стоил Белоруссии около $400 млн в год, российские поставщики попросили увеличить экспортную премию до $12 за 1 т, рассказал президент Белоруссии Александр Лукашенко. С учетом роста цен на нефть платить премию белорусы отказывались.

Лукашенко сопровождал затянувшиеся переговоры жесткими заявлениями о готовности страны полностью отказаться от российской нефти и демонстративно закупил 80 000 т в Норвегии. Он даже грозил отбирать транзитную нефть из трубопровода «Дружба», а буферную технологическую нефть Белоруссия начала отбирать. На белорусских АЗС появилась информация об ограниченном отпуске топлива. Если бы поставки не возобновились в ближайшее время, страну ждал бы дефицит топлива.

Кризис приближался к Минску, а на уступки пошла Москва. 21 февраля Лукашенко и Владимир Путин договорились об условиях поставок. По словам Лукашенко, Путин предложил компенсацию в $300 млн – в том числе за счет премии нефтяных компаний. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подтвердил факт разговора, отметив, что «каждая сторона делает свои собственные калькуляции».

Россия не может показательно наказывать Белоруссию – за этим кейсом внимательно следят наши ближайшие соседи, считает партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин: «В обстановке изоляции Россия не может так вести себя по отношению к Белоруссии. Навязывая соседям сугубо рыночные отношения, мы можем потерять их стратегически».

Если возникнет принципиальная необходимость, Белоруссия может отказаться от российских поставок, полагает Панин: «Это будет долго, дорого и нелогично, но в большой политике это может иметь принципиальное значение. Надеяться, что Лукашенко не сделает этого из стратегических соображений, было бы близоруко».

На протяжении всех переговоров Москва занимала позицию, что вопрос цены – сугубо экономический и Белоруссии следует договариваться с российскими поставщиками, рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «И поддерживала позицию компаний – не хотите покупать нефть с премией, мы продадим ее на другие рынки. И вдруг что-то изменилось. Я думаю, Белоруссия тоже пошла на какие-то встречные шаги – скорее экономические, чем политические».

Что бы ни было предметом размена, в первый же рабочий день после заявлений Москвы и Минска российские нефтяники, до того не согласные на уступки, подали заявки на поставки в Белоруссию в марте. По словам Пескова, компенсации из бюджета им не предусмотрены – похоже, расплачиваться придется именно нефтяникам. Большая часть поставок приходится на «Роснефть» (в 2019 г. – 8,8 млн из 18 млн т), решения в которой принимаются не только из экономических соображений, и остальным придется учитывать этот контекст, считает Панин.

Это может быть еще не конец истории. «Когда нефтяные компании будут согласовывать налоговые преференции по отдельным месторождениям, это может стать для них плюсом: речь может идти о своего рода компенсации потерь на белорусском направлении», – говорит Панин.