Борьба с коронавирусом с рекламной составляющей
Интересная особенность информационной политики МосквыМосковский сервис для проверки электронных пропусков i.moscow/covid, разработанный департаментом предпринимательства и инновационного развития Москвы (ДПИР), может передавать третьим лицам данные пользователей – в том числе для рассылки информационных материалов и рекламы.
Об этом говорится в соглашении, которое вынужден принять пользователь, если захочет разобраться, по какой причине его рабочий пропуск мог быть заблокирован. Если раньше он позволял проверить только организацию по ИНН, то с недавних пор департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) стал массово аннулировать пропуска горожанам за предоставление якобы неверных сведений о месте работы – и отсылать их для подтверждения места работы на указанный сервис.
Согласие пользователь вынужден дать на 10 лет, а также предоставить доступ к большому количеству персональных данных и технических данных устройства, благодаря чему сервис получит информацию, какие сайты пользователь будет посещать в ближайшие 10 лет, если продолжит пользоваться этим смартфоном или компьютером.
В понедельник, 25 мая, руководитель ДПИР Алексей Фурсин пытался опровергнуть информацию, что указанный сервис сможет отправлять пользователю рекламу. Но опровержение выглядело весьма сомнительно: по его словам, департамент действительно может рассылать справочные материалы о борьбе и профилактике распространения вируса и они подпадают под действие закона о рекламе, поэтому в соглашении, которое подписывает пользователь, и указывается именно этот федеральный закон.
Как известно, законы в России – что дышло, куда повернешь, туда и вышло. И если пользователь сервиса такой документ подписал и разрешение на рассылку рекламы дал, то какую именно он будет получать рекламу, вопрос уже совершенно иной. К тому же в соглашении есть разрешение на передачу персональных данных третьим лицам, а что уж эти третьи лица будут присылать, ДПИР контролировать вряд ли сможет.
Фурсин сообщил, что пользовательское соглашение типовое для всех пользователей IT-платформы Московского инновационного кластера. А чтобы разорвать этот договор, необходимо написать в ДИТ официальное письмо и отправить его по почте – в бумажном, а не электронном виде. Вырваться из этого круга гораздо сложнее, чем попасть в него, и, пожалуй, намного проще будет поменять мобильное устройство – их пользователи меняют гораздо чаще, чем раз в 10 лет.
Впрочем, кого удивит, что с нашими данными те самые третьи лица обращаются так небрежно? Кто из нас вообще хоть раз дочитал пользовательское соглашение до конца?