Ревизоры прошлого

Зачем депутаты стремятся возвратить советскую версию истории

Представители российского правящего класса регулярно предлагают переписать трактовки событий новейшей истории. Рерайт прошлого стал для них способом напоминания о себе и подтверждения лояльности в год юбилея Победы.

Депутат Госдумы Алексей Журавлев предложил законодательно отменить постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 г. на территории России. В тот день съезд осудил секретные протоколы к советско-германскому договору о ненападении от 23 августа 1939 г.

Журавлев называет документ съезда исторической несправедливостью, объясняет его давлением извне и предлагает отменить как искажающий исторические события. По мнению депутата, секретные протоколы не предполагали изменения границ военным путем и соответствовали сложившейся в те годы дипломатической практике: Москва, дескать, подписала секретный протокол с Берлином последней. Фраза об отсутствии у СССР и Германии намерений изменить госграницы, учитывая вторжение Германии в Польшу и СССР в Финляндию, звучит малоубедительно, зато в словах о постановлении как об одном из факторов объявления независимости прибалтийскими республиками видно желание повернуть историю вспять.

Человек, близкий к администрации президента, считает, что инициатива не пройдет, для этого требуется внесение проекта депутатами всех фракций.

Однако очередная попытка заняться рерайтом истории неслучайна. Она отражает историческую политику государства последних лет. Власти стремятся переписать прошлое и обосновать действия руководства необходимостью обеспечить безопасность СССР. Особенно заметно желание оправдать Победой над нацистской Германией военные и политические просчеты советского руководства в 1939–1941 гг. и приравнять упоминания о политическом и экономическом сотрудничестве Москвы с Берлином к отрицанию подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. В 2019 г. бывший тогда министром культуры Владимир Мединский объявил пакт Молотова – Риббентропа (оценку секретных протоколов к нему и оспаривает Журавлев) «дипломатическим триумфом». Власти пытаются вернуть в массовое сознание тезис, что Кремль (советский или постсоветский) априори ведет мудрую внешнюю политику и не ошибается, заключая союзы даже с сомнительными партнерами.

Попытки законодательного переписывания истории для решения текущих политических проблем не ограничиваются Великой Отечественной войной. Можно вспомнить прозвучавшую в декабре 2014 г. инициативу отменить данную в декабре 1989 г. оценку ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. как политической авантюры. Ревизоры прошлого объясняли ее необходимостью реабилитировать участников афганской войны, смешивая ответственность политиков с мужеством солдат и офицеров.

Тогда же Совет Федерации предложил отменить принятые в феврале 1954 г. постановления президиумов Верховных советов СССР и РСФСР о передаче Крыма Украине. В июне 2015 г. Генпрокуратура объявила их не соответствующими Конституции СССР, а затем обе палаты парламента признали решения 1954 г. незаконными. Цель переноса юрисдикции России на «лихие 1950-е» проста: повысить в собственных глазах легитимность присоединения Крыма весной 2014 г.

Регулярные попытки по-старому посмотреть в прошлое, вернуться к его советским трактовкам показывают стремление правящего класса перенести внимание общества с проблем современности на события XX в. Налицо и унаследованное с советских лет отношение к истории как к актуальной пьесе, содержание которой легко меняется в зависимости от текущих политических интересов.