Стоит ли «Росатому» продолжать иностранную экспансию

Похоже, у зарубежных проектов АЭС скорее политический, чем экономический смысл

В конце мая российская экологическая группа «Экозащита» опубликовала независимый доклад о международном бизнесе «Росатома» — продаже атомных реакторов. Эксперты группы пришли к выводу, что госкорпорация уже несколько лет существенно завышает данные о количестве заключенных контрактов на строительство АЭС за рубежом.

«Экозащита» относится к числу старейших экологических организаций, основанных еще во времена СССР. За последние 30 лет эксперты организации накопили значительный опыт в оценке экологических и экономических аспектов атомной энергетики. Например, «Экозащита» была первой организацией, исследовавшей российские экспортные кредиты для атомной энергетики еще около 20 лет назад. Организация также первой в России выпустила доклады об инцидентах во время ядерных транспортировок и о бизнесе по ввозу урановых хвостов для дообогащения.

Согласно статье 15 федерального закона, регулирующего деятельность «Росатома», госкорпорация имеет право «участвовать в государственных и коммерческих проектах и программах, предусматривающих разработку и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции». Нынешнее исследование — второе ежегодное, оно рассматривает развитие оформленных и готовящихся проектов «Росатома» по строительству иностранных АЭС за 2019 г. и начало 2020 г. В нем также оценена долговременная финансовая поддержка для АЭС за рубежом со стороны государства – этих данных до сих пор не было в открытом доступе. Исследование основано преимущественно на официальных сообщениях и документах самого «Росатома», а также российских государственных органов и международных ядерных организаций.

У «Росатома» заключены сделки на строительство реакторов в Белоруссии, Бангладеш, Венгрии и Иране — по два в каждой стране, в Египте, Индии и Турции — по четыре, а также одного в Финляндии. Отдельного упоминания заслуживает Китай, где «Росатом» будет участвовать в строительстве четырех реакторов, но небольшая сумма контракта указывает, что российская госкорпорация играет там лишь скромную роль. Размер стандартного российского кредита, который почти полностью покрывает строительство АЭС, составляет около $11 млрд на два реактора (в исследовании «Экозащиты» приводятся данные о контрактах в Бангладеш, Белоруссии и Венгрии), а участие в проектах Китая оценивается в сумму всего около $5 млрд за четыре реактора. Итого у «Росатома» оформлены сделки на 21 реактор — без учета скромного участия в китайских проектах. Активно строятся лишь восемь реакторов. Даже если учесть китайские проекты, количество контрактов «Росатома» на новые блоки в разных странах далеко от 36, о которых заявляет госкорпорация у себя на сайте.

По данным отчета «Росатома» за 2018 г., на долю строительства АЭС в других странах (кроме России) приходилось около $92 млрд. При средней цене реактора в $5,5 млрд (ее несложно посчитать по стоимости указанных выше контрактов в Бангладеш, Белоруссии и Венгрии) на эту сумму можно построить максимум 18 энергоблоков. То есть вдвое меньше заявленного «Росатомом».

«Экозащита» собрала в открытых источниках данные, что строительство АЭС в других странах ведется за счет государственных кредитов России, а их общая сумма — не менее $90 млрд. Страны, в которых ведется строительство российских реакторов, в подавляющем большинстве случаев принимают очень скромное участие в его финансировании. В 2019 г. «Росатом» сообщал, что в той или иной мере продвинулся к оформлению новых проектов в Узбекистане, Болгарии и Саудовской Аравии. Если новые контракты будут подписаны, потребуется изыскать еще около $33 млрд.

Госкорпорация пытается привлечь иностранные инвестиции в свои проекты. Например, в Турции уже несколько лет предпринимаются попытки продать 49% в проекте АЭС «Аккую» — без особого успеха. Атомная энергетика остается непопулярной у иностранных инвесторов из-за высоких рисков и затрат. Зарубежная экспансия «Росатома», таким образом, имеет скорее политический, чем экономический смысл: Россия наращивает свое влияние в других странах, но платить за это приходится российским налогоплательщикам — вряд ли в подобные проекты пойдут сторонние инвесторы. В 2019 г. помимо государственных кредитов и средств фонда национального благосостояния (использованы для строительства АЭС в Финляндии) были привлечены и средства Сбербанка. А в проекте строительства АЭС в Узбекистане, контракт на который может быть подписан уже в этом году, планируется участие ВЭБ.РФ.

В ближайшие годы России понадобятся огромные ресурсы на преодоление экономического кризиса и последствий пандемии. Важно оценить, насколько целесообразно в прежнем режиме продолжать финансирование строительства АЭС за рубежом и поощрять подписание новых контрактов. Тем более что и сам «Росатом» говорит о резком сокращении мирового рынка строительства новых АЭС и необходимости искать новые направления развития.

Автор — сопредседатель российской экологической организации «Экозащита»