Не учите Родину любить

К чему ведут поправки о патриотическом воспитании

Возвращение патриотического воспитания в школу приветствует большинство россиян, показывают опросы. Однако молодежь уже знает, что такое школьный патриотизм, и, хотя чаще соглашается с тем, что он должен быть в программе, отнюдь не считает его эффективным.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел телефонный опрос об отношении россиян к патриотическому воспитанию и его обязательному преподаванию в школах. Ввести его в программу школ и средних профессиональных учебных заведений предложил в мае 2020 г. президент Владимир Путин, внесший соответствующие поправки в закон об образовании.

Ответы продемонстрировали значительную разницу во взглядах молодежи и остального населения на все элементы патриотического воспитания.

По данным ФОМа, 49% всех опрошенных считают, что люди становятся патриотами под воздействием патриотического воспитания, 40% – под влиянием иных факторов, 11% не определились с ответом. Среди молодежи от 18 до 30 лет 58% уверены, что патриотизм не бывает результатом воспитания, противоположной точки зрения придерживается 37% респондентов и 5% не нашлись, что ответить.

Президент, судя по его поправкам, считает, что пришла пора создать условия для воспитания патриотизма и гражданственности, а также уважения к памяти защитников Отечества и старшему поколению. Но почему это школьный предмет? В целом, правда, респонденты идею поддерживают: 73% за, против всего 21%, не имеют мнения 6%. Среди респондентов до 30 лет ее сторонников и противников примерно поровну – 49 и 45% соответственно.

Относительное большинство в 42% всех опрошенных полагает, что нынешняя школа не занимается патриотическим воспитанием, 39% считают, что занимается, остальные 19% затруднились с ответом. А среди молодежи 57% уверены, что в школе есть патриотическое воспитание, о его отсутствии сказали 30%, 13% затруднились с ответом. Возможно, причина в том, что молодежь, недавно закончившая школу, лучше знает о состоянии дел в этой сфере, а может, по-иному, чем старшие поколения, понимает термин «патриотическое воспитание». 

Целеполагание президентских поправок не до конца понятно. Знают ли в Кремле, что молодежь не слишком нуждается в прививках любви к Родине? По данным изданной в 2019 г. монографии Института социологии РАН «Российская молодежь в контексте социологического анализа», победой в Великой Отечественной войне гордятся 83,2% опрошенных в возрасте от 16 до 25 лет (выше этот показатель – 83,9% – только у респондентов старше 60 лет), 71,6% – российскими поэтами, писателями и композиторами (это наивысший показатель среди всех возрастных когорт), 53,1% – полетом Юрия Гагарина (среди старшего поколения – 53,2%). Либо президентские поправки под патриотическим воспитанием подразумевают что-то иное – любовь к Родине и гражданственность как верноподданничество и чинопочитание.

Отдельный разговор о методах школьного патриотического воспитания детей и подростков, если вводить его как самостоятельный, пусть даже факультативный предмет. Одно дело, когда любовь к Родине прививается экспедициями к местам былых сражений, обновлением памятников погибшим, помощью ветеранам войны и труда или посадкой деревьев и очисткой берега от мусора. 

И совершенно другое – когда, как в последние годы, власть настаивает на милитаристском варианте патриотизма (детский сад в военной форме), а его насаждением занимаются люди, слабо понимающие особенности детской и подростковой психологии, делающие упор не на интересе, а на назидательности и давлении на учащихся.

Применение советского опыта патриотического воспитания одобряет 69% всех опрошенных, против высказались 24%, затруднились с ответом 7%. Среди молодежи против реанимации советского опыта выступает 50% респондентов, за – 40%, затруднились с ответом 10%. Большинство молодежи не желает, чтобы их детей воспитывали по-советски, хотя, вероятно, не в полной мере отдает себе отчет в том, что это было за воспитание.

Удивительно, что за возврат советских практик насаждения казенного патриотизма в милитаристском изводе выступает большинство людей среднего возраста. Возможно, они забыли, как сильно ставшие формальностью «уроки мужества», политинформации, «Зарницы» и смотры строя и песни раздражали детей и подростков; забыли, что воспитались таким образом скорее не патриоты, а циники – и они никак не помогли сохранить Советский Союз.