«Автомир» и «Озон» продают автомобили онлайн

Пока машину можно только посмотреть и забронировать
Пока через «Озон» выбранный автомобиль можно только забронировать и потом получить в автосалоне /Евгений Разумный / Ведомости

На рынке российского автомобильного ритейла новшество: один из крупнейших автодилеров – «Автомир» начал продажи новых автомобилей на маркетплейсе «Озон». На сайте появился раздел «Автомобили и мотоциклы», в котором представлены транспортные средства 14 брендов, с которыми работает автодилер.

О полноценных продажах, впрочем, речи не идет – выбранный автомобиль нельзя «положить в корзину» и оплатить картой, его можно только забронировать. Дальше следует общение с продавцом и получение автомобиля в автосалоне. Таким образом, в онлайне происходит только первый этап сделки. При этом продавец гарантирует, что цена, заявленная на сайте маркетплейса, останется неизменной после бронирования.

Продавцы автомобилей давно ищут способы эффективного использования технологий электронной коммерции. Но наиболее распространенной моделью все еще остается онлайн-витрина. В России самая из них известная – платформа «Авто.ру», с 2014 г. принадлежащая «Яндексу». На международном рынке таких компаний множество: cars.com, carsdirect.com, carmax.com и др. Большинство из них специализируются на работе с автомобилями с пробегом. Витрину для продавцов таких автомобилей предоставляют также Amazon и eBay.

Однако на мировом рынке все больше стартапов, предлагающих полноценный опыт приобретения автомобиля онлайн. Например, американская компания NowCar.com, основанная в 2014 г. владельцем автомолла в Майами, предлагает покупку новых автомобилей, кредитование, оплату покупки кредитной картой онлайн или банковским переводом и, немаловажно, бесплатную доставку автомобиля до места нахождения покупателя. Стартап держится на рынке уже около 6 лет.

Каковы перспективы онлайн-продаж автомобилей в России? Они интересны дилерам, так как потенциально позволяют им снизить издержки на содержание дорогостоящих шоурумов и дотянуться до удаленных потребителей в регионах страны. Они могут быть полезны и самим покупателям, избавляя их от необходимости поездки в автосалон, расположенный в другом городе. Но для успешного развития этого направления есть существенные барьеры, связанные, в частности, с оплатой покупки автомобиля. Оплата картой невыгодна дилерам, так как даже незначительная комиссия за эквайринг съедает прибыль, поэтому они стараются избегать таких платежей, несмотря на требования регуляторов. Онлайн-оплата может не нравиться и клиентам, которые опасаются интернет-мошенничества. Также остаются вопросы предоставления комплексной услуги (кредитование, страховка, регистрация) и эмоционального восприятия, которое обычно сопровождает покупку автомобиля и сложно реализуемо в онлайне.

С оплатой-то разберутся, а вот дистанционно посидеть за рулем пока трудно.