Темные лошадки цифрового бума

Как заработать на перспективных компаниях, которые не на слуху
Андрей Гордеев / Ведомости

Практически весь 2020 год мы наблюдаем ралли в IT-секторе, чем цифровые компании обязаны пандемии: люди были вынуждены резко изменить характер потребления из-за опасений заразиться. IT-сектор с запросами от новых клиентов в целом справился удовлетворительно. Инвесторы это оценили: акции Amazon с января по конец августа выросли на 77%, при этом индекс S&P 500, основной бенчмарк для американской экономики, – всего на 6%.

Российские IT-компании сейчас также переживают расцвет. Наступило время маркетплейсов – все крупные игроки стараются заработать на росте спроса на удаленные услуги и товары с доставкой. Здесь российские компании сделали огромный шаг вперед: «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» стали повседневными сервисами, «Самокат» сотрудничает с Delivery Club, «Сбер» внутри своей экосистемы развивает «Сбермаркет» и «Беру». «Пятерочка» смогла выйти в онлайн и организовать быструю доставку продуктов и повседневных товаров. При этом нашим ключевым игрокам понадобилось на все это не годы – всего пару месяцев.

Когда все очень хорошо, это на самом деле не очень хорошо – такое правило действует и на фондовом рынке. Помня об этом, опытные трейдеры стараются следить за справедливой стоимостью акций. На помощь приходит известный рыночный показатель, на который инвесторам всегда стоит обращать внимание, – P/E, соотношение капитализации компании и ее годовой прибыли.

Cейчас P/E у многих IT-гигантов и других лидеров роста внушает настороженность, особенно если начать сравнивать их показатели со среднерыночными уровнями. Характерный пример – Tesla: у нее показатель P/E = 983, т. е. в 50 с лишним раз превышает средний по автоотрасли P/E = 18. В общем количестве проданных автомобилей компания занимает совсем небольшую долю, но, если судить по капитализации Tesla, кажется, что она занимает чуть ли не пятую часть всего мирового автомобильного рынка. Tesla стоит гораздо больше чем, например, Toyota, и выглядит явно как перекупленный актив. Понятно, что за производителем электромобилей стоит большой технологичный институт, плюс тому же владельцу принадлежит SpaceX, которая оказывает огромную поддержку космической программе США. Так что в стоимость Tesla, по сути, заложена и стоимость SpaceX, но сколько именно – не известно.

Схожая история с AMD и NVidia. P/E AMD (он равен 146) существенно больше, чем средний по отрасли (34). Сейчас компания оценивается почти в 150 своих годовых прибылей. Бумаги AMD за 5 лет выросли более чем на 50 000%, а NVidia – на 2300%.

Не хочется пугать инвесторов, заявляя, что скоро все рухнет. Однако надо помнить о правиле качественных инвестиционных решений: определить, какая отрасль интересна, посмотреть средний P/E для нее и найти ряд перспективных компаний, которые либо отстают по этому показателю от среднерыночного уровня, либо, как сейчас, не сильно его превышают. Вот несколько примеров таких компаний – не столь хорошо известных широкому кругу инвесторов, но являющихся полноправными участниками многих актуальных рыночных и потребительских трендов.

Например, среди представителей сферы онлайн-шопинга и IT-решений для интернет-площадок стоит обратить внимание на JD.com, MercadoLibre, Shopify, VIPshop. У каждой из этих компаний есть свои преимущества перед большими игроками. Например, Shopify производит качественный софт для электронной коммерции. Пользователь онлайн-магазинов становится все более придирчив, конкуренция в этой сфере растет, так что решения для интернет-торговли сейчас крайне востребованы.

В секторе IT-технологий для удаленной работы лидерами могут быть Citrix, Cisco, VMware, RingCentral, Dell. Они и без пандемии из года в год неплохо развивались, но сейчас эти игроки находятся в зоне особого внимания инвесторов. Уже очевидно, что и после пандемии часть людей никогда не вернется в офисы, а для удаленных сотрудников надо быстро создавать инфраструктуру. В связи с этим будет расти спрос и на облачные технологии, именно в этой сфере работают VMware, RingCentral, Dell.

И конечно, сильно изменится индустрия развлечений. Офлайн-площадки – концертные залы, театры, кинотеатры – не скоро вернутся на передний план. Вместе с эрой маркетплейсов сейчас наступает и эра малых экранов – все больше людей будет получать развлекательный контент через личные устройства. Netflix и HBO (принадлежит AT&T) переживают подписной бум. Еще одно быстро развивающееся направление – трансляция гейминга и киберспортивных соревнований. Киберспорт несколько лет назад был официально признан одним из официальных видов спорта. Его популярность стремительно растет, меняется и состав аудитории – теперь это развлечение не только для подростков, но и для взрослых, состоятельных людей. Думаю, скоро мы увидим ряд IPO в этой сфере. Большой плюс в том, что лояльность потребителей к рекламе в киберсекторе существенно выше, а значит, и доходы будут расти. Среди компаний в этой сфере можно выделить, например, таких производителей игр, как американский Activision Blizzard, европейский Ubisoft или японский Capcom.

Хотя я и верю в успех многих из упомянутых эмитентов, все же хочу напомнить главное правило инвестора – нельзя ставить все на одного игрока. Исходя из собственного риск-профиля стоит выделить некоторую часть портфеля, которую инвестировать в несколько темных лошадок IT-сектора. И быть готовым к тому, что на краткосрочном интервале эти бумаги могут быть подвержены достаточно существенным колебаниям.