Электронная история болезни

Почему мировое здравоохранение в аутсайдерах цифровизации
Система очень неравномерна в части информатизации по типам медицинских учреждений /Андрей Гордеев / Ведомости

Еще два года назад аналитики McKinsey отмечали, что в развитых странах рост расходов на здравоохранение в среднем на 1,5 п. п. обгоняет рост ВВП. Увеличение спроса на услуги этой отрасли оказывает давление на дорогостоящую и неповоротливую инфраструктуру здравоохранения. Но весенний кризис госпитальных мощностей показал, насколько не готова была именно инфраструктура к лавинообразному развитию событий. Обостряются и другие проблемы – например, поляризация качества медицинских услуг с драматическим отставанием массового здравоохранения от университетской и частной медицины.

Хотя медицина относится к числу отраслей, оперирующих огромными массивами информации и использующих самые передовые разработки в области аппаратного обеспечения, цифровизация индустрии, по мнению экспертов, отстает. В 2017 г. инвестиционный банк UBS относил здравоохранение к аутсайдерам цифровизации. С тех пор радикальных изменений не произошло. По данным опроса компании Prophet, выпустившей ежегодный отчет The 2020 State of Digital Transformation, только 63% респондентов в сфере здравоохранения согласились с утверждением, что «высшие руководители нашей организации лично и последовательно ставят цифровую трансформацию в число трех важнейших приоритетов». При том что среднее значение по этому вопросу по всем отраслям составляет 80%.

В России, где преобладающая часть здравоохранения остается в руках государства и осуществляется в рамках системы ОМС, именно государство пытается встать в авангарде цифровизации в рамках нацпроекта «Здравоохранение». Кажется, в результате должна получиться модная сейчас экосистема взаимодействия пациента и медицинского учреждения.

1,5 п. п.

на столько в развитых странах расходы на здравоохранение обгоняют динамику ВВП

Но и здесь те же острые вопросы.

К цифровизации не готовы главные врачи, управленческая подготовка неоднородна между столицами и регионами и внутри регионов. Система очень неравномерна в части информатизации по типам медицинских учреждений, ее выравнивание потребует огромных капитальных затрат. И совершенно не понятно, как будут взаимодействовать информационные потоки государственной и частной медицины с учетом того, что значительная часть диагностических, стоматологических и других услуг оказывается именно частными компаниями.

А без этого любая электронная история болезни, а соответственно, и цифровое здравоохранение будут неполноценными.