Почем IPO для народа

Robinhood дал частным инвесторам права институциональных

Robinhood анонсировал возможность участия всех частных инвесторов в IPO сразу, а не после институциональных инвесторов – инвестбанков и фондов. «Право первой ночи» – когда профессиональные инвесторы покупают акции сразу при размещении – позволяет снимать сливки крупным игрокам. Это некий арбитраж: крупные игроки получают сверхмаржу в первый же день после размещения, так как рост стоимости бумаг через день по сравнению со стартовой ценой может быть просто колоссальным.

Можно считать это «демократизацией» рынка IPO и повышением справедливости размещений по отношению к частным непрофессиональным инвесторам. Сначала Robinhood объявлял, что такую возможность протестирует на своем собственном листинге. Часть акций предполагалось до начала торгов предложить своим пользователям – сейчас их порядка 13 млн человек. Но план изменился: первым IPO по такой схеме может стать выход производителя одежды для медицинской сферы – компании Figs.

Robinhood сам не является маркетмейкером и работает с крупными игроками – трейдерами, которые, собственно, осуществляют операции по покупке и продаже бумаг. Robinhood – это платформа, посредник, можно сказать агрегатор, такой своеобразный Uber на фондовом рынке. Средний возраст клиента – около 30 лет. Удобное мобильное приложение, отсутствие практически всех комиссий, которые обычно берут другие брокеры. А теперь еще и новая «фишка»: возможность купить акции в тот же момент, что и монстры рынка, большие фонды и банки, и получить такую же маржу. Выглядит просто идеально для клиента, однако, разумеется, не все так просто.

Бизнес-модель Robinhood основана на комиссиях от маркетмейкеров. Получив заявку от клиента на операцию с ценной бумагой (покупку или продажу), компания отправляет маркетмейкеру, который и исполняет ее так, чтобы заработать. Клиент формально почти ничего не платит Robinhood, но операции для него позволяют снять хорошую маржу и маркетмейкеру, и самому Robinhood. Кроме того, брокер намеренно разогревает аппетит к риску своих клиентов, операции повышенного риска и сложные продукты составляют гораздо большую долю в структуре клиентских продуктов на платформе Robinhood, чем в среднем у американского розничного инвестиционного брокера.

Robinhood поощряет не только более высокорискованные операции, но и ощущение инвестирования с очень высокой доходностью без понимания степени риска (в том числе через маржинальную торговлю – с очень высоким плечом – для совершенно неподготовленных инвесторов), что приводит к существенным потерям клиентов. Американский регулятор FINRA уже штрафовал Robinhood за нарушения, в том числе и за то, что брокер не пытается предоставить клиентам наилучшие возможные варианты сделок, а фактически работает с ограниченным невыгодным клиенту набором предложений от маркетмейкеров.

Неудивительно, что в скандальной истории с сообществом Redditt-инвесторов, которые решили повоевать с хедж-фондами и «разогреть» бумаги GameStop, Robinhood среагировал фактически первым из брокеров и запретил торговлю этими бумагами. Здесь он выступил исключительно защитником интересов крупных структур и охранителем Уолл-стрит от мелких частных инвесторов. Эта история не такая простая, и еще предстоит разобраться досконально, было ли там манипулирование рынков и участие «теневых» крупных структур, но в любом случае Robinhood и здесь выступил на стороне крупных системных игроков, а не стихийной массы «народных» инвесторов.