Мнения / Аналитика / Медиа и реальность
Статья опубликована в № 4813 от 16.05.2019 под заголовком: Увидеть нечто большее

Когда местные новости становятся большими

Для либералов протесты в Екатеринбурге – это столкновение России прошлого и будущего, а для Кремля – попрание традиционных ценностей
Илья Клишин, диджитал-директор RTVI

Как так вышло, что в Российской Федерации, стране площадью 17 млн кв. км и c населением 146 млн человек, раскинувшейся от полярной тундры до прикаспийских пустынь, главной политической новостью после длинных майских праздников стала непростая дилемма жителей уральского города – сквер или храм? Как медийные лупы вмиг превратили городскую проблему в национальную?

Ответ прост: все хотят историй, точнее, они уже знают свои истории и ищут им подтверждений. И, конечно, находят.

В центре России – политическом, экономическом и медийном – находится Москва. Столица, как огромный магнит (или, если угодно, черная дыра), традиционно притягивает внимание журналистов и их аудитории. А вот локальные проблемы, например Смоленска или, скажем, Благовещенска, не попадают в круг интересующих федеральные издания тем.

Так было долгие годы с редкими проблесками, но в последние годы могло показаться, что что-то стало меняться. Вся страна внимательно следила за выборами губернатора Приморья, за злоключениями юных сторонников Навального в десятках городов, за судьбой мусорок в Подмосковье, за экологическим протестом в Архангельске, за переделом ингушских земель.

Теперь вот в фокусе всеобщего внимания оказалась битва за и против храма в Екатеринбурге. «Дождь» ведет прямые трансляции разгона демонстрантов, «Первый канал» дает Ивану Урганту шутить об этом, а в социальных сетях всем московским лидерам мнений не терпится поделиться с аудиторией своими соображениями.

Так что же, пришло время порадоваться постепенной федерализации медийной повестки в России? Увы, нет.

В структурной лингвистике XX в. много говорилось о разрыве между означаемым и означающим. Например, вы видите белого голубя с оливковой ветвью, и, хотя это всего лишь птица-альбинос, вы прекрасно знаете, что она означает мир во всем мире.

Если смотреть на протест в Екатеринбурге сухо и по фактам, это довольно скучная история, в той же Москве таких десятки в год. Местные жители хотят сохранить сквер/двор/парк, где собираются что-то построить, а против них применяют насилие.

Куда интереснее увидеть здесь нечто большее.

Если вы смотрите на мир через призму либерального нарратива, вы увидите здесь постановку фильма «Левиафан», столкновение России прошлого и будущего, паралич путинской бюрократии, масштабное применение титушек и даже грозное предвестие гражданской войны. Если же вы предпочитаете кремлевский дискурс, вы увидите очередную попытку устроить майдан, скорее всего за деньги Запада, попрание традиционных ценностей, юных бузотеров с кричалками «Кто не скачет, тот за храм» – как у «бандеровцев».

Наш мозг устроен так, что мы любим, когда факты складывают в истории, а потом еще и делает далеко идущие выводы. И мы рады (а кто-то не рад) обманываться, что протесты против храма, помоек и передела земли означают что-то большее, но они не означают. Люди всего лишь хотят скверы, чистый воздух и свои земли, а не стать живым подтверждением рассуждений московских политологов.

Но эту историю никому не продать, поэтому мы и дальше будем слышать про каждый муниципальный конфликт как про обещание будущей смены власти (со знаком плюс или минус), пока, видимо, это пророчество не станет самосбывающимся.

Проект храма в Екатеринбурге, против которого протестуют местные жители. Фотографии

Читать ещё
Preloader more