Улюкаев и День знаний

О чем может рассказать обвиняемый бывший министр
Скорее всего, арест Улюкаева был нужен, чтобы шокировать оппонентов главы Роснефти по вопросу продажи 19,5% акций Роснефти

По иронии судьбы следующее заседание суда по делу бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева состоится 1 сентября. И мы действительно в ходе процесса можем получить очень интересные знания.

Мнение о том, что исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин намерен окончательно утопить Улюкаева и поэтому придет в суд как свидетель, все же спорное. Улюкаев свою роль для Сечина уже сыграл. Скорее всего, арест Улюкаева был нужен, чтобы шокировать оппонентов главы «Роснефти» по вопросу продажи 19,5% акций «Роснефти». Именно этот сюжет в середине ноября был одним из основных в аппаратных играх. Арест действующего министра можно расценить как наглядную демонстрацию возможностей Сечина. Это сработало, и теперь Улюкаев главу «Роснефти» мало заботит. Другое дело, что Улюкаев не может просто так испариться и процесс как-то нужно завершать.

Если дать Улюкаеву уголовный срок, то наша политическая элита испугается по-настоящему. И так у нее много вопросов относительно того, что старые правила игры постепенно отменяются, а новые никто не формулирует. Выпустить Улюкаева на свободу через условный срок или амнистию – плохой сигнал населению. Согласно ВЦИОМу, более 70% россиян знают о процессе. Статья, по которой его обвиняют, довольно серьезная: минимальный срок – восемь лет. Убеждать население в реальности борьбы с коррупцией после таких решений будет сложновато. А наша власть все же социологична.

Улюкаеву на самом деле тоже вряд ли хочется рассказывать про Сечина. Но у бывшего министра есть шанс сесть по-настоящему, что вполне может толкать его к откровениям. Пока Улюкаев ограничивается общими намеками на то, что стал жертвой провокации. В пользу этого и правда есть аргументы. Если верить обвинению, министр попросил взятку уже после того, как «Башнефть» была приобретена «Роснефтью». Это странно – в таких делах обычно работает формула монтера Мечникова. Далее. Формально Улюкаев должен был согласовать продажу «Башнефти», это верно. Но если Сечин убедил Путина в нужном ему решении вопроса, Улюкаев тут уже ничего сделать не мог. И вымогать деньги за свою подпись в этом случае довольно смешно. Ну и сумма взятки странная – меньше одной десятой процента от размера сделки.

Однако есть и другие факты: Улюкаев сам пришел в офис «Роснефти» и лично сидел в машине, в багажнике которой лежали сумки с долларами. Выходит, что деньги он брал, пусть даже не за «Башнефть». Вряд ли Сечин занимал у Улюкаева 2 млн и тем вечером просто вернул долг. В любом случае в офисе «Роснефти» произошло что-то, о чем Улюкаеву не слишком приятно рассказывать. Однако, если экс-министр осознает реальность тюремного срока, у него не будет другого пути. Вот тут начнется самое интересное. Нельзя исключать, что Улюкаева подловили на действии, типичном для российских чиновников, но не слишком благовидном. Вот это нам и будет любопытно узнать. Такими рассказами Улюкаев сможет серьезно обогатить наши знания о том, как функционирует система госуправления в России.

Автор – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности